Мужское рабство
Страница 2
К сожалению, прямых данных о продолжительности жизни вавилонян чрезвычайно мало. Можно полагать, что средняя продолжительность жизни рабов была несколько ниже, чем свободных. При найме и закладе рабов предусматривалось возмещение для работодателя или кредитора в случае болезни или смерти рабов.
Сведения текстов о болезнях рабов очень скудны. Иногда в документах отмечались факты продажи престарелых рабов, которые оценивались в несколько раз дешевле молодых. Можно говорить о том, что хотя бы часть рабов жила по 60-80 лет. Во всяком случае, вавилонянам была чужда характерная для развитых античных государств практика максимально эффективной эксплуатации рабов, вызывая среди последних высокую смертность.[37]
Теперь рассмотрим те действия, которые в праве был совершать рабовладелец.
1. Хозяин раба обладал уникальным правом продавать своего раба. Подтверждение этому мы встречаем и в текстах. В документе YBT, VΙΙ, 130 написано: «Бунану, сын Аххешая, добровольно продал [богине] Иштар Урукской своего раба Мари-иллиха, на запястье которого написано имя Калбы, за 1 ½ мины серебра – долга который числиться за ним и за его братом Калбой».[38] В этом документе речь идет о продаже раба за долги храму, но часто рабов продавали в частные руки. Об этом свидетельствует документ NER, 2: «Бел-аххе-иддин и Набу-аххе-буллит, сыновья Эсагил-шум-ибни, потомка Син-дамиа, и мать их Римат, дочь Шузубу, потомка жреца святилища, добровольно продали за 2 мины серебра, за полную цену, Набу-эду-уцура, [его] жену Бану-умму, [а также женщин] Кишринни и Гимилинни, всего четырех рабов, Набу-аххе-иддину, сыну Шулы, потомку Эгиби»[39].
Иногда рабов не продавали, а просто отдавали за долги. Об этом говориться в документе YBT, VΙΙ, 17: «Набу-аххе-буллит, сын Набу-шум-укина, потомка жреца Нинурты, и его жена Булта, дочь Бел-ушаллим, потомка Кури, добровольно отдали своего раба Ах-иддина [богине] Иштар ради сохранения своих жизней»[40].
2. Чтобы обозначить социальное положение рабов и права владения ими со стороны хозяев их клеймили. Клеймение чаще всего состояло в том, что на руках рабов каленым железом «писали» или татуировали имена их владельцев[41]. Например, в уже упоминавшемся документе YBT, VΙΙ, 130 идет речь о рабе «на запястье которого написано имя Калбы».[42] Иногда вместо имени владельца на запястье раба ставился какой-либо другой знак. Обычно он был у беглых рабов, которые клеймились дополнительно. Документы не содержат сведений относительно того, на каком месте ставилось клеймо и какую форму оно имело.[43]
Возможно, что некоторые рабы носили на шее ярлыки. Иногда на теле рабов ставились в качестве клейма такие символы богов, как топорик, звездочка и т.д.[44]
3. Рабов могли закладывать наряду с такими объектами заклада, как поля, дома, скот, деньги и прочее движимое имущество, а также с доходами, которые те или иные лица получали за службу в храме. Широкое распространение залога связано с распространением кредита в экономике. В нововавилонское время речь идет уже не о залоге с последующим наложением ареста на имущество (как это было в предшествующие периоды), а об условном залоге, добровольно отданном в обеспечение ссуды. Кредитор фактически не владел залогом. Однако в ряде случаев заложенное имущество действительно поступало в распоряжение кредитора.[45]
В нововавилонский период существовало 2 вида залога:
· При котором то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды с правом владения этим имуществом для кредитора или без такого права.
· Залог поступал в антихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться залогом для извлечения доходов.
Более распространенным считается второй вид залога. Часто рабов отдавали в антихрезу за долги. Должник мог взять обратно человека, только в случае полного возмещения ссуды. Если же заложник сбегал, должник выплачивал деньгами эквивалент трудовой провинности, отданного в антихрезу лица. Если должник продавал раба, сданного в антихрезу, до погашения ссуды, то с момента отчуждения последнего он обязан был платить проценты на капитал.[46]
Турция
Основным для буржуазной революции в лоскутной Османской империи был национальный вопрос в двух его аспектах, неразрывно связанных между собой: 1) освобождение всех народов этого многонационального государства, включая и самих турок, от национального гнета и эксплуатации со стороны чужеземных империалистов, господствовавших в этой стране ...
Русь языческая
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и ...
Крымская война (1853 –1856 гг.)
Борьба европейских монархий с революцией лишь на время отвлекла их от восточных дел. Задушив совместными усилиями революцию 1848-1849 гг. державы Священного союза вновь обратились к восточному вопросу и сразу бывшие союзники стали друг для друга врагами.
Россия, памятуя о том, что она сыграла в подавлении революции главную роль, хотела ...