Мужское рабство
Страница 4
Имеются также документы об аренде водоемов (ВЕ, Х, 54): «Рибат, сын Бел-рибы, раб Эллиль-шум-иддина, добровольно сказал Эллиль-шум-иддину, потомку Мурашу, следующее: «Дай мне в аренду на год рыбные водоемы между местностью Ахшану и хутором Бел-аб-уцура у полей, принадлежащих артели купцов, рыбные водоемы у поля начальника хиндану и рыбные водоемы в местности Бит-нату-эли. За год я уплачу тебе ½ таланта очищенного серебра и начиная с того дня, как эти рыбные водоемы ты дашь мне для ловли, я ежедневно буду класть на твой стол установленное количество рыбы». Затем Эллиль-шум-иддин услышал его и дал ему эти рыбные водоемы в аренду на год за ½ таланта серебра. Рибат должен платить Эллиль-шум-иддину в год ½ таланта серебра [как] арендную плату с этих водоемов и должен класть рыбу на его стол».[56]
Рассмотренные документы заставляют с большой осторожностью относиться к вопросу об оценке роли труда рабов в сельском хозяйстве. Мы не видим сколько-нибудь широко применения труда рабов в этой области. В основном рабы выступают как арендаторы, действуя на свой страх и риск. Условия аренды не отличались от тех, которые характерны между свободными. Но среди рабов-арендаторов мало таких, которые сами работают на полях. Нередко размеры земли были настолько велики, что арендаторы должны были прибегать к помощи значительного числа сельскохозяйственных работников. Иногда арендованная земля сдавалась в субаренду другим рабам. Можно предположить, что рабы не использовались как рабочая сила на полях из-за того, что за ними нужен был постоянный надзор, а это вызывало большие расходы. В мелких же землевладениях рабы нужны были для работы по дому. Таким образом, в крупных частновладельческих хозяйствах Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. рабский труд в виду его неэффективности (рабы не были заинтересованы в высокой производительности труда) находил лишь очень ограниченное применение и не мог конкурировать с трудом свободных арендаторов.[57]
Правда, на полях храмов трудилось сравнительно большое число рабов.
Но, во-первых, этих рабов было явно недостаточно для ведения хозяйства. Во-вторых, храмы иногда сдавали землю в аренду частновладельческим рабам. Но гораздо чаще они пользовались услугами частных арендаторов. Следовательно, и здесь труд рабов применялся в очень ограниченных количествах.[58]
В храмовых хозяйствах рабы нередко пасли скот, но часто сбегали, угоняя с собой стадо. Поэтому храмовое правительство стремилось прибегать к услугам пастухов, которым либо выплачивалась какая-то сумма, либо предоставлялось право на определенную долю храмовых доходов.[59] Обратимся к документу YBT, VΙΙ ,189: «Бау-эреш, сын Набу-ах-уцура, пастух мелкого скота, относящегося к имуществу [богини] Иштар Урукской и [богини] Нана и находящегося под ответственностью главного пастуха Арад-Бела, сына Шар-укина…» Из этого документа видно, что именно свободные пасли скот в храмовых хозяйствах.
Все сказанное заставляет прийти к выводу, что в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. рабский труд не играл решающей роли в сельском хозяйстве и применялся в очень ограниченных масштабах. Как правило, рабы были арендаторами. Даже в храмовых хозяйствах, где труд рабов применялся более широко и имел большое экономическое значение, решающим он, тем не менее, не являлся. Наиболее квалифицированные и сложные виды работ обычно доверялись только свободным, которые трудились за плату.[60]
Ремесло. Прежде всего, сохранилось несколько контрактов об обучении рабов различным ремеслам. Обратимся к ним. Документ CYR, 64 говорит о заключении сделки об обучении раба ткацкому делу: «Нупта, дочь Иддин-Мардука, потомка Нур-Сина, отдала Аткал-ана-Мардука, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, сыну Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, для обучения ткацкому делу [сроком] на 5 лет Бел-этиру, сыну Аплы, потомка Бел-этира. Он должен обучить его в совершенстве ткацкому делу.
Нупта должна давать Аткал-ана-Мардуку ежедневно 1 ка хлеба, а также рабочую одежду [раз в год].
Если он не обучит ткацкому делу, то 1 сут ячменя за каждый день в качестве его оброка он должен уплатить.
Об имущественных отношениях
Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.
В кодексе Наполеона ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное, и на первый план б ...
Внутренняя политика: реформы и начинания в экономике.
Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.
Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.
«Чтобы ...
Начало демонтажа социалистической системы и советской империи. Борьба за национальное освобождение.
Демократические процессы, начатые в стране, появление политических партий отказ советского руководства от демонстративной и грубой политики силы, позволило бывшим колониям России, включенным большевиками Советский Союз, начать борьбу за свое освобождение. Процесс был достаточно сложным и трудным. Многое в экономике, культуре, на семейно ...