Мужское рабство
Страница 6
Кроме того, рабы покупали рабов, чтобы использовать в своем хозяйстве. Рабы могли нанимать и свободных в качестве своих гонцов, агентов и наемных работников, а также брать в долговой залог рабов и свободных[73].
Что же делали с пекулием, если раба продавали? Тексты не дают прямого ответа на этот вопрос, но косвенные данные позволяют полагать, что пекулий, по крайней мере, в большинстве случаев оставался во владении раба, а его новый хозяин должен был доплатить за этот участок земли.[74]
Платили ли рабы налоги? Скудный материал текстов позволяет полагать, что частновладельческие рабы не обязаны платить государственные налоги и нести общественные повинности. В тех случаях, когда они платили подати или выполняли повинности, это делалось в частном порядке по договоренности со свободными контрагентами и за соответствующее вознаграждение. Иногда свободные, которые сами были не в состоянии из-за старости или по другим причинам нести царские повинности с наделов лука, усыновляли рабов, чтобы возложить на них выполнение повинностей.[75]
Обратимся к следующему вопросу – мог ли раб быть отпущен на свободу? Да, для этого существовало два способа:
1. Господин отпускает раба на свободу с условием, что он будет служить своему бывшему хозяину, пока последний жив.
2. Свободные (либо сам господин, либо другое лицо) усыновляют раба.
После того, как хозяин отпустил своего раба, он не мог произвольно снова поработить его. Однако, отпуск рабов на свободу не носил массового характера.[76]
Определим специфические черты мужского рабства:
· Мужчины попадали в рабство традиционными путями. В отличие от женщин они могли попадать в долговое рабство.
· Рабы могли жениться как на рабынях, так и на свободных. Были разрешены браки частновладельческих и храмовых рабов, но дети от таких браков становились собственностью храма. Браки совершались с позволения хозяина.
· Зерновые пайки рабов и свободных наемников практически не отличались. Однако свободные помимо ячменя и фиников получали и другой провиант.
· Одежда рабов не отличалась от одежды свободных, иногда даже превосходила её по дороговизне (если раб был состоятельный). Хозяин должен был снабжать платьем раба отданного в антихрезу или в обучение.
· Рабы обычно жили в доме своего хозяина, в худших помещениях. Оброчные рабы могли снимать помещения на крышах жилых домов или складов. Однако рабы могли арендовать и часть дома.
· Средняя продолжительность жизни рабов была ниже, чем у свободных. Часть рабов доживала до 60-80 лет. Сведения о болезнях работах очень скудны.
· Рабов часто клеймили, ставя на руке имя владельца или какой-либо другой знак. Возможно, носили ярлыки на шее.
· Раба могли продать, заложить, нанять, подарить, отдать в наследство или приданое.
· Рабов, совершающих побеги, заковывали в кандалы.
· Рабский труд применялся в строительстве, ремесле, частично в сельском хозяйстве, в домашнем хозяйстве.
· Некоторые рабы обладали пекулием, т.е. участком земли, который обрабатывали. Богатые рабы могли нанимать работников для своего пекулия, сдавать землю, водоемы в аренду.
· При продаже раба пекулий в большинстве случаев продавался вместе с ним.
· Частновладельческие рабы не обязаны были платить налоги и нести общественные повинности.
· Раб мог быть отпущен своим хозяином на свободу. Отпущенного раба нельзя было снова поработить. Отпуск рабов на свободу не носил массового характера.
Подводя итог, можно сказать, что жизнь мужчин - рабов Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. была довольно благоприятной. Они имели семью, имели пекулий, занимались торговлей, ремеслом. Рабы, несмотря на то, что не являлись гражданами страны, могли жить ничуть не хуже свободных. Исходя из того, что иногда свободные брали ссуды у рабов, то рабы жили даже лучше. И хотя рабовладелец мог когда угодно продать раба, для раба имевшего свой пекулий это не было трагедией, т.к. раба продавали вместе с землей. Собственно, рабы не сильно отличались от свободных в экономическом смысле. В юридическом смысле они были собственностью хозяина. Это противоречие между юридическим и фактическим положением рабов вело в определенной степени к стиранию различий между рабом и свободным.
Помощь потребительской кооперации голодающим
Между тем на потребительскую кооперацию обрушилась новая беда -голод, охвативший в 1921 г. 33- миллионов население крупнейших хлебных районов страны, где от сильной засухи полностью погиб урожай зерновых культур.
23 июля 1921 г. 36 - е собрание уполномоченных Центросоюза призвало кооперацию всей страны принять самое энергичное участие ...
Культура эпохи Нового
царства
Новое царство было временем высшего расцвета не только государственного, экономического расцвета Египта, но и культурного. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
Архите ...
Первые съезды народных депутатов СССР.
В январе-марте 1989 г. в стране проходила предвыборная кампания в ходе, которой выдвигались кандидаты в народные депутаты СССР. 26 марта состоялись выборы. Они, несмотря на отдельные недостатки и нарушения, были самыми демократическими за всю предшествующую историю страны. Впервые за многие десятилетия советский народ получил возможност ...