Общая характеристика рабства в Вавилонии VΙΙ-ΙV в до н.э.
Страница 2
Далее стоит перейти к рассмотрению такого важного вопроса, как источники рабства.
Подавляющее большинство рабов было местного (вавилонского) происхождения. В нововавилонское время многие патриархальные формы пополнения контингента рабов уступают место другим. Перечислим их:
· Обращение военнопленных в рабов.
· Естественное воспроизводство рабов из поколения в поколение.
· Обращение полноправных граждан в рабов за нарушение определенных законов.
· Долговое рабство.
· Усыновление подкинутого ребенка другим лицом с последующим превращением его в раба.
· Продажа родителями своих несовершеннолетних детей в рабство.
В нововавилонский период первые две формы пополнения количества рабов были наиболее актуальны и широко использовались на практике. Рабам разрешалось жить семьями, поэтому естественный прирост был основным источником увеличения рабского контингента. Чужеземцы же появились в большом количестве в Вавилонии после успешных военных походов. Остальные, перечисленные формы увеличения численности рабов, не являлись сколько-нибудь существенным источником рабства. Например, долговое рабство уже не имело такого большого значения, как в предшествующие эпохи, хотя и продолжала существовать. Редко кто оставлял своих детей на улице для усыновления. Продажа родителями своих несовершеннолетних детей в рабство стало достаточно нетипичным явлением[25].
Хотя в документах есть упоминание о таком событии. В тексте YBT, VΙ, 154 есть такие слова: «Банат-Иннин, дочь Нергал-иддина, сказала в народном собрании Набу-шар-уцуру, представителю Эанны, и Зерия, управителю Эанны, сыну Ибни, потомка Эгиби, следующее: «Муж мой Набу-зер-укин умер, [а] в стране царит голод и [поэтому] я заклеймила своих малолетних детей Шамаш-Рибу и Шамаш-леу и отдала [их богине] Белит Урукской. Пока живы они действительно будут храмовыми рабами Белит Урукской»[26]. Из этого отрывка явно видно, что мать отдала своих детей в храмовое рабство, к тому же она поставила на них клеймо («заклеймила»), что несомненно является признаком рабского положения. Также в документе RA, ΧΙΙ есть упоминание об отдаче ребенка в рабство родителями: «Инна-цилли-баби, булочник, сын Ахушуну, храмовый раб [богини] Иштар Урукской, обратился к судям Нергал-шар-уцура, царя Вавилона, со следующими словами: «[Вот] 10 лет с тех пор, как мой отец Ахушуну отдал меня за ссуду в ²/³ мины 2 сикля серебра в залог в распоряжение жрицы [по имени] Ахата, чтобы я служил ей»[27]. Таким образом, можно сделать краткий вывод, исходя из материала данной главы. Во-первых, историки до сих пор не пришли к общему выводу относительно вопросов определения рабства и того, кого считать рабами. Исследователи разделились на три основные группы: те, кто считают, что в Вавилонии раб не считался вещью, а сохранял личность, имел семью, и хозяин не имел по отношению к нему права жизни и смерти; те, кто думают, что рабы - это не производительный, но очень дорого обходящийся инвентарь и те, кто имеют срединную точку зрения, то есть считают, что на Востоке одно состояние незаметно переходило в другое, и поэтому бесполезно спрашивать, где провести линию раздела между свободным и рабом.
Во-вторых, у вавилонян не было четкой терминологии для определения рабства. В-третьих, из сказанного выше можно сделать вывод, что рабами становились в основном военнопленные и дети рабов. Это и был основной источник прироста рабского населения.
Западная Европа и Россия на пороге Нового времени
ХVII век в европейской истории — переходное время. Это был период разложения феодализма. Все более отчетливо проявляла себя тенденция к преобразованию аграрного традиционного общества в индустриальное. Важнейшим фактором разложения феодального строя стали Великие географические открытия — активное освоение европейцами новых регионов зем ...
Возвращение в Россию и смерть Суворова
29 октября (9 ноября) 1799 года Суворов получает от Павла I два рескрипта, в которых сообщается о разрыве союза с Австрией и приказывается готовить русскую армию к возвращению в Россию. Во второй половине ноября русское войско начало возвращаться. В Богемии и Северной Австрии оно расположилось на отдых в замке Шкворец (сам Суворов остан ...
Хозяйственный и общественный строй древних славян. Общая характеристика древних славян
Слово «славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римским и греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов почти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний и Птолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы и ...