В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологией являлось одной из немногих сфер истории, работа над которыми была ознаменована успехами именно в советский период. Общественно-политическая мысль Древней Руси стала предметом внимания многих исследователей. Первоначально существование общественно-политической мысли в Древней Руси подвергалось большому сомнению. Древнерусской культуре отказывали в способности даже просто воспринимать идеи, выработанные античными учеными, западноевропейскими и восточными мыслителями. Однако, некоторые успехи были достигнуты в изучении отдельных личностей, персоналий того времени. Именно через их понимание, поступки исследователи показывали характерные черты повседневной жизни, общественного сознания народа, идеологии того времени, общественно-политические связи. В данном случае, ярким примером является Кирилл Туровский. Ему и его времени посвящено много работ.
Активно изучалось творчество Кирилла Туровского в конце 50-х – в 60-х годах. В 70–80-е годы выходят хрестоматии, включающие произведения Туровского, а монографий, как таковых, не выходит. Зато в 90-е годы, видимо, с волной белоруссизации, приходит и интерес к творчеству публициста.
Крупным исследователем творчества Кирилла Туровского в 60-е годы является Еремин И.П. Он подробно рассматривает каждое произведение, делает их анализ, дает оценку. «Сын своего века», «искусный ритор», «искусный витий», писал «безупречно», «торжественно», «предельно совершенно» – так характеризует самого Кирилла Еремин, видит в нем мастера публицистики того времени. Еремин дает самую высокую оценку творчеству Кирилла Туровского. Считает, что сравнить его можно лишь с византийскими авторами.
Другой исследователь – Гудзий Н.К. – так же считает Туровского мастером публицистики, однако, упоминает о том, что Кирилл Туровский не откликался в своих произведениях на насущные проблемы своего княжества. Гудзий считает, что Кирилл мало уделяет внимания политической ситуации, и в этом его слабость.
Будовниц И.Ц. объективно рассматривает все творчество Туровского. Если возникает вопрос по поводу произведений Туровского, Будовниц приводит не только свое мнение, но мнения многих историков. Будовниц не приукрашивает заслуги Туровского как Еремин, но и не занижает их. Главная заслуга его книги – объективность.
Статья Галко не столько о творчестве Туровского, сколько о нем самом. Автор также рассказывает об истории становления Кирилла в качестве епископа Туровского и об истории Турова.
Нужно отметить монографию Лобынцева. Книга полностью посвящена молитвам Кирилла Туровского. Есть глава о Турове. Книга написана на белорусском языке, но все главы переведены и на русский. А также в книге напечатаны молитвы Туровского. К тому же в книге есть и гравюры и картины Турова, приведены страницы Туровского евангелия. Автор пишет о творчестве Туровского с благоговением и большим уважением.
Лойко О.А. в своей книге «Старобелорусская литература» рассматривает литературу, начиная от Кирилла и Мефодия и до 15 века. Дает общую характеристику всей литературы, оценивает по периодам, затрагивает и творчество Кирилла Туровского. Подробно останавливается на всех крупных произведениях. Скрупулезно исследует как, где, в каких исторических условиях были написаны произведения. Приводит текст одной из речей Туровского. Лойко очень высоко оценивает творчество Кирилла, ставит его на одну ступень с Франциском Скориной и Янкой Купалой, Владимиром Короткевичем.
Если говорить в общем, то непревзойденный интерес к Человеку в истории отличает труды В.О. Ключевского. всех сюжетов, нашедших отражение в «Курсе русской истории» и других работах историка не перечесть. Отличие подхода В.О. Ключевского заключается в том, что он рассматривал личность в истории не саму по себе, а как представителя определенного «исторического типа». «Исторический тип» – понятие, в которое вкладывалось помимо всего прочего и определенное психологическое содержание. Например, раскрывает характер Климента Смолятича, говорит об упорстве, трудолюбии и высокой морали Кирилла Туровского. Ключевский в своих трудах проводит мысль и о том, что сама личность человека в большей степени зависела от его социального положения, чем от индивидуальных характеристик.
В советское время изучение древнерусских идеологий и общественных связей переживает настоящий расцвет. Появляется много работ. В своей работе «Общественно-политический строй» Юшков С.В. обращается к общественному сознанию как более чем просто эпизодическому явлению он призывает к тому, чтобы исторические факты воспринимались в контексте породивших их эпох.
Реформа образования. Навигацкая и Пушкарская школы
Благодаря деятельности Петра I Россия уже в начале XVIII века представляла собой обширное многонациональное государство, где утвердился абсолютизм. Усилению роли России на мировой арене способствовало ее военное могущество. Петровская реформа армии и флота создала условия для решения внешнеполитических проблем на всем протяжении XVIII в ...
Борьба ваххабитов за Персидский залив
В конце XVIII в. ваххабитское государство, объединившее под своей властью все провинции Неджда, перешло от обороны к наступлению. В 1786 г. ваххабиты совершили свой первый набег на побережье Персидского залива — на область аль-Хасу. Семь лет спустя, в 1793 г., эта область была завоевана ими. Так начался период ваххабитских завоеваний за ...
Общественный строй
Основную массу населения Франкского государства в эпоху его образования составляли свободные франки и галло-римляне. Ниже их на общественной лестнице стояли литы, вольноотпущенники и рабы. Родовой знати у салических франков во времена Меровингской династии не было, но очень быстро выделилась служилая знать из числа королевских дружинник ...