Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Архитектура, скульптура и живопись
Страница 3

Материалы » Образование, наука и культура второй половины XIX в. » Архитектура, скульптура и живопись

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

Однажды он приехал на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сизо-сиреневых красок русского ненастья. С той поры верхняя Волга, маленький городок Плёс прочно вошли а его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств. После ее окончания молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряд самых известных мастеров.

Кисти Репина принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, простой народ, полиция и калеки — все уместилось на этом полотне — величие, сила, немощь и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Народники на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Однако Репин был человеком со сложным мировоззрением, и на его полотнах присутствуют и иные лица: аристократы, великие князья, Александр III, произносящий перед волостными старшинами речь насчет того, что надо слушаться предводителей дворянства. В начале XX в. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим из них; С. Ю. Витте, К. П. Победоносцеву, П. П. Семенову-Тян-Шанскому. Очень тонко выписан Николай II.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван». «Запорожцы» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Ф. Листа, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова)

Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг. XIX в., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины, три живописные драмы: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. А кроме того, он был смелым художником-новатором. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, пушистый снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе — снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

В картине «Меншиков в Березове» потолок полутемной избы изображен настолько низким, что главный герой непременно о него ударился бы, если бы захотел встать. Взглянув на картину, зритель сразу чувствует трагическое несоответствие человека и его обстановки.

В «Утре стрелецкой казни» художник нарочито «придвинул» собор Василия Блаженного вперед, к зрителю. Это помогло создать впечатление заполненности площади народом, избежав излишнего множества лиц. Суриков смотрел на десятилетия вперед: отказ от фотографического реализма, от пространственной глубины, декоративная игра больших и малых цветовых пятен — все это в дальнейшем стало отличительными признаками новой живописи.

Валентин Александрович Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.

Страницы: 1 2 3 4


Виновники московского пожара.
Кто поджег Москву? Этот вопрос всегда волновал и современников и историков. Французы утверждали, что город был подожжен по приказу губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. Ростопчин, конечно, активно содействовал возникновению пожаров в Москве, хотя к концу жизни, проживая в Париже, издал брошюру, в которой отрицал это. В другие моменты с ...

Приказно-воеводское управление.
Вследствие бурных событий XVII в., встала потребность сочетания непосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах. Воеводы обычно назначались Разрядным приказо, утверждались царём по согласованию с Думой сроком на 1-2 года, причём часто из числа тех лиц, назначения которых требовало местное управление, они подчинялись ...

К вопросу о причинах распада СССР
Национальное развитие – исключительно длительный процесс, тесно связанный с общемировым и региональным развитием. История государств и народов, как и прежде, не стоит на месте, спираль цивилизации находиться в постоянном движении, продолжает закручиваться. Мощные национальные процессы в современном мире, в том числе на территории бывшег ...