Архитектура, скульптура и живопись
Страница 1
Архитектура периода эклектики. Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона.
Теперь, в век денег и чистогана, приходилось думать прежде всего не о красоте здания, а о его назначении - функции. Правда, сначала архитекторы пытались ее скрывать. Первые вокзалы, построенные К. А. Тоном, с фасадов больше походили на ратушу. И только в облике Балтийского вокзала в Петербурге, построенного А.И. Кракау в 1857 г., впервые нашла художественное выражение главная функция этого здания. Огромный застекленный арочный проем в верхней части фасада как бы выводил наружу пространство крытого перрона и переносил человека в атмосферу железной дороги со сверкающими лентами стальных путей, клубами пара, стуком колес.
В это же время по примеру Западной Европы в России началось строительство торговых пассажей. Европейский пассаж, прорезая толщу тесно застроенного квартала, имел два фасада на двух параллельных улицах и застекленную галерею. По ее сторонам в два яруса шли торговые ряды.
Первые пассажи в России появились еще при Николае I. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную. В Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Пассажи стали местом прогулок и светских встреч.
В дальнейшем в композициях больших магазинов стали совмещаться черты пассажа и традиционного русского гостиного двора. Такое здание занимало весь квартал, и по нему, как по пассажу, можно было пройти с одной улицы на другую. Так было построено Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон Гоген). Оно имело трехъярусную галерею.
В 1889-1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.И. Померанцев). В те времена это было самое крупное торговое здание в России (ныне в нем размещается ГУМ). Три трехъярусные галереи соединили Никольскую улицу и Ильинку. Три поперечных нефа позволили переходить с галереи на галерею. Центральный световой купол строился по проекту инженера В.Г. Шухова. С функциональной точки зрения Верхние торговые ряды предоставляли максимум удобств.
Во второй половине XIX в. в России не строилось больших, парадных театральных зданий. Новые здания были менее монументальны, имели меньшее число ярусов и более глубокий амфитеатр. Таковы театры, построенные В. А. Шретером в Рыбинске, Иркутске и Нижнем Новгороде. Демократизация театрального искусства повлекла за собой строительство маленьких театров — в столице и провинции. Иногда театр строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и рестораном.
В эти же годы было построено несколько крупных музеев. В 1877 г. был открыт Политехнический музей в Москве (архитекторы И.А. Моингетти и Н.А.Шохин). Большим событием в культурной жизни России стало открытие Исторического музея на Красной площади. Его строительство велось с 1875 по 1883 г. Проект был разработан В. О. Шервудом при участии историка И. Е. Забелина, знатока старой Москвы.
Архитектура не успевала осваивать те новые типы зданий, которые быстро распространялись в пореформенной России. Принцип «умного выбора», основополагающий принцип эклектики, приводил к смешению в архитектуре зданий декоративных украшений разных эпох и стилей (вплоть до мавританского). Балтийский вокзал оформлен был в стиле Ренессанса. Некоторые вокзалы строились в «готическом вкусе».
«Русский стиль» стал применяться при строительстве не только храмов, но и светских зданий. Но «русско-византийская» стилистика Тона, парадная, торжественная, для них не всегда была уместна. Поэтому появилась новая разновидность «русского стиля». Она основывалась на традициях резьбы по дереву, народной вышивки. Широко использовались башенки, резные наличники, бочкообразные столбики и другие элементы деревянного зодчества. В таком стиле были построены Главный дом Нижегородской ярмарки, Политехнический музей.
«Русский стиль», как и «неоготика» или «неоренессанс», остался лишь внешним оформлением построек, органически не слитым с их функцией. Здания вокзалов, магазинов, музеев можно было совершенно «раздеть», лишить их внешнего декора — и они продолжали бы исполнять свое предназначение. Между тем в архитектуре эпохи классицизма или Древней Руси были органически слиты и внешняя отделка, и внутренняя композиция здания, и его пространственное размещение.
Рост Шаммарского эмирата
Среди феодальных государств, на которые распалась Аравия после ухода египтян, особое значение приобрел Шаммарский эмират. Его столицей был город Хаиль. Утвердившаяся здесь еще в 30-е годы XIX в. новая династия Рашидидов воспользовалась ослаблением Неджда, чтобы укрепить свою власть. Рашидиды признавали вассальную зависимость от Неджда, ...
Возникновение партизанской борьбы в Ираке
До начала вторжения ожидалось, что иракская армия окажет стойкое сопротивление войскам международной коалиции. Этого, однако, не произошло — за исключением некоторых очагов сопротивления, которые были подавлены сравнительно легко, американские и британские части быстро установили контроль над территорией Ирака.
Иракским силам сопротивл ...
Преобразования Петра I на Северном Кавказе и их последствия
(XVIII - XIX вв.).
Век XVIII открывает новый период в истории русско-кавказских отношений. Окрепшее в XVII в. Русское государство приобретает все большее значение в международных делах.
Преобразования, коснувшиеся отношений России и Кавказа связаны с именем Петра I. Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный ...