Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена недостаточной её разработанностью в научной египтологической историографии. Время Нового царства и религиозная реформа фараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетской истории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет до возникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистической по характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве в период правления фараона Аменхотепа IV вполне справедливо могут быть охарактеризованы как "религиозная революция". Особый интерес в связи с этим вызывает социально-политическая практика реформирования такой важнейшей для нормального функционирования и поддержания целостности традиционного общества, которым, без сомнения, являлось и древнеегипетское, сферы, как духовно-религиозная. С научной точки зрения, безусловно, актуально исследование контекста преемственности и разрыва с прежней традицией, глубины разрыва, степени готовности и реакции социальных структур на радикальные сдвиги в жизни общества. Между тем, в современной российской историографии проблемы явно недостаточно работ, раскрывающих как отдельные аспекты религиозного переворота Эхнатона, так и содержание всей реформы в целом.
Источниковую базу работы составили публикации разных авторов об эпохе религиозной реформы Эхнатона и времени Нового царства. Эти работы, а также памятники древнеегипетской культуры., хотя и достаточно немногочисленны по объёму, но позволяют составить представление о различных аспектах реформы Аменхотепа IV и времени Нового царства.
Религиозно-философскую концепцию переворота, сложившуюся в амарнский период, великолепно иллюстрирует гимн солнечному божеству Атону, сохранившийся в гробнице вельможи Эйе. Особенная ценность этого памятника состоит в том, что он происходит из среды, близкой к фараону, а возможно авторство гимна принадлежит и самому Эхнатону. Гимн, с одной стороны, позволяет охарактеризовать важнейшие новации нового солнечного культа, степень разрыва с прежней религиозной традицией (космогонию, универсальный характер атонизма, представления о загробном мире), с другой - умонастроения солнцепоклоннической элиты Ахетатона (Амарны), их представления о новой религии, готовность идти на конфликт с многобожием.
Определённые наблюдения относительно хронологии основных этапов реформы, характере её на первоначальных стадиях позволяют сделать документы из так называемого "архива Меси". Они принадлежат пастуху дома (храма) Аменхотепа III Меси. Часть из них - договоры о покупке рабов, материалы судебных тяжб - ценны тем, сохранили формулы правовых клятв, скрепляющих таковые. Последние по соотношению упоминаний в них имён верховного божества Амона и самого фараона дают возможность составить представление о характере отношений солнцепоклонничества и прежних культов в первые годы правления Аменхотепа IV.
Благодарственная надпись из гробницы вельможи Маи, близкого к амарнскому придворному кругу позволяет судить о социальной базе религиозного переворота Эхнатона, происхождении, социальном облике и образе мыслей ближайшего окружения фараона, опираясь на которое, он и осуществлял радикальные преобразования.
Особую группу источников составляют свидетельства, характеризующие отношение к деятельности Эхнатона его ближайших преемников и современников - Тутанхамона и Хоремхеба. Это уже памятники реставрации культа Амона и иных божеств и, в определённой мере, разрыва с солнцепоклоннической политикой Аменхотепа IV. И именно в силу этого, они особенно тенденциозны. Здесь присутствует даже некий пафос ревизии солнцепоклонничества Эхнатона. Каждый из этих фараонов стремится приписать себе заслуги восстановления былой мощи египетского государства, живописуя яркими красками его упадок, глубину кризиса в амарнский период. Вместе с тем, определённые факторы падения солнцепоклонничества, реакция некоторых кругов амарнской элиты на политику религиозной нетерпимости становятся более прозрачными с учётом данных свидетельств. Историографическая база проблематики, представленная работами отечественных исследователей и переводной литературой, как это нами уже отмечалось, ещё недостаточно наработана. Тема религиозной реформы Эхнатона в советской историографии в 1930-е - 1950-е годы находила своё отражение в основном в соответствующих главах учебных пособий по истории Древнего Египта и Древнего Востока.
Война с Францией (1798–1799 гг.)
Конец царствования императрицы Екатерины II совпал с великими потрясениями, вызванными в Европе французской революцией. С 1792 г. почти все монархические государства Европы во главе с Великобританией, Австрией и Пруссией находились в войне с молодой Республикой. Однако они особых успехов не имели, и союзники взывали к «монархической сол ...
Итальянские победы
В феврале 1859 года приготовления к войне были закончены, и граф Кавур пригласил в Турин Гарибальди с предложением вербовать волонтерские отряды. Хотя Гарибальди подозрительно отнесся к планам Кавура относительно войны против Австрии, он все же принял это предложение. "Я привык подчинять любые свои политические убеждения цели объед ...
Города и поселения
Крупные города состояли из двух главных частей: цитадели – искусственной продолговатой платформы высотой 30–50 футов и площадью примерно 400x200 ярдов, где, по всей вероятности, размещались местные власти, а возможно, и жреческая элита. Она была защищена зубчатыми стенами, на ней возводились общественные здания. Ниже цитадели располагал ...