Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Введение
Страница 2

Материалы » Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона » Введение

Интерес к отдельным аспектам эпохи "религиозной революции" Аменхотепа IV возрастает на рубеже 1950-х - 1960-х годов. Связано это, видимо, во многом с "раскрепощением" советской исторической науки в период "оттепели". Следует отметить статьи видного египтолога Э.М. Матье о амарнском искусстве [20,21], где особый интерес заслуживают наблюдения исследователя об органичной связи его с религиозно-философской концепции атонизма. Большой вклад в преодоление бытовавших в работах некоторых западноевропейских египтологов взглядов на существо религиозной реформы Эхнатона как на противостояние светского и духовного начал внесли работы И.А. Стучевского [41]. Он убедительно доказал, что как период XVIII династии, так и позднее не существовало противостояние между царской властью и жреческими корпорациями.

Существо конфликта, в наиболее острой своей фазе приходившегося на время правления Эхнатона, исследователь усматривает в соперничестве центральной власти и сепаратистки настроенной номовой аристократии, действовавшей совместно с крупнейшими жреческими корпорациями.

Наибольшая интенсивность разработки проблем, так или иначе связанных с реформой Эхнатона, наблюдается в 1970-е - 1980-е годы. Тщательный анализ религиозных верований египтян, сущности теологических концепций различных культов, в том числе и солнцепоклоннического, осуществил М.А. Коростовцев [18]. При всей зачастую эпизодичности и фрагментарности сюжетов о реформе Эхнатона, в работах исследователя обобщается целый пласт сведений о структуре жреческих корпораций, особенностях отправления культов, организационных основах храмовых учреждений в Древнем Египте.

Фундаментальными работами по истории религиозной реформы Эхнатона следует считать монографии и статьи Ю.Я. Перепёлкина [27,28, 29,30, 31, 32, 33, 34, 35], опубликованные в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Главной особенностью его работ является то, что исследователь отказался от событийно-хронологического принципа изложения материала. Одни из них носят публицистический характер, другие - источниковедческий, открывая собой эпоху религиозного переворота Аменхотепа IV. История переворота передаётся через тщательнейший, скрупулёзный анализ всех имеющихся источников, раскрывающих генезис, эволюцию и закат солнцепоклонничества. Посредством анализа текстовых и графических изображений исследователю удаётся подробно реконструировать ход религиозной реформы, её судьбу при преемниках фараона. Ю.Я. Перепёлкин доказал, что реформа реализовывалась постепенно, для неё не был характерен быстрый, радикальный разрыв с предшествующим многобожием. Религиозная нетерпимость и гонения на многобожие связаны лишь с заключительным периодом правления фараона. Не был столь же стремительным и отход солнцепоклонничества после смерти фараона при его преемниках.

Социальная структура древнеегипетского общества в "классический" период исследуется в работах Е.С. Богословского [2,3]. Прямое отношение к нашей проблематике имеет анализ зависимого населения храмовых хозяйств, которое, по наблюдениям Е.С. Богословского, не отличалось единством происхождения и статуса.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов создаются на русском языке большое количество работ зарубежных египтологов. Из них проблемам, в той или иной мере, посвящённых религиозной реформе Эхнатона, уделяется внимание в исследованиях Пьера Монтэ [23] и Жака Кристиана [12]. Первый из них, хотя и не останавливается специально на проблемах амарнского периода, реконструируя повседневную жизнь египтян в эпоху Рамессидов, сообщает немало сведений о религиозных культах, структуре жреческих корпораций в предшествующую эпоху. В работах Жака Кристиана содержатся биографические этюды о фараонах Эхнатоне и его преемниках - Тутанхамоне, Эйе, Хоренхебе. Для исследователя в большей мере характерно обращение к личности своих героев, нежели чем к изображению широкого исторического фона религиозного переворота, к преломлению в их сознании социально-политических, экономических и духовных факторов этих масштабных событий. Глубокие психологические зарисовки биографа Эхнатона рисуют образ полного искренней любви к семье фараона, но в то же время жёсткого и властного правителя государства.

Страницы: 1 2 3


Формирование системы тоталитарной бюрократии
Сегодня мы знаем, что Сталин не был бы тем Сталиным, если бы он не использовал насилие как важнейший инструмент для достижения политических целей. Насилие фактически стало одним из решающих средств реализации социально-экономических планов и программ. Такой поворот в политическом курсе, начатый ещё в конце 20-х годов и особенно рельефно ...

Фотографические носители
Начиная с XIX столетия, в связи с изобретением технологических способов и средств документирования, широкое распространение получили многие принципиально новые посетители документированной информации. Исторически первыми из них были фотографические носители, появившиеся в первой половине XIX века. Фотоматериалы представляют собой гибкие ...

Установление британского протектората
Воспользовавшись осадой Эль-Кувейта войсками Ибн ар-Рашида, эмира Джебель-Шаммара и врага Саудидов, англичане вынудили эмира Мубарака ибн Сабах ас-Сабаха (1896—1915) согласиться на установление британского контроля над Кувейтом. 23 января 1899 г., был заключен тайный англо-кувейтский договор. Этот документ обязывал Мубарака и его преемн ...