«Если бы Александр не умер тогда…» - одна из гипотез научного мира
относительно построения мирового сообщества
Страница 1
Вавилон, жаркий июнь 323 года до новой эры. Царь Александр болен, и ему становится все хуже - мучимый приступами малярии. он не хочет ни в чем изменить свой обычный нечеловеческий образ жизни. Нескончаемая работа по строительству империи, с краткими перерывами на сон, еду и иногда - буйные пиры для встряски тела и духа - только так должен жить божественный Александр, сын Зевса и властелин мира! А советы врачей - ерунда; он сам - бог и находится под особым покровительством судьбы, пока и поскольку он исполняет свою божественную задачу. Но теперь, кажется, здоровье тридцатитрехлетнего богатыря впервые изменяет ему. Лихорадка лишила Александра сил, его голос ослаб до шепота, временами он теряет сознание. А вдруг он, в самом деле, умрет? Ведь и боги подчас умирают?
Пока царь недееспособен, срочные дела решает государственный совет из трех человек: государственный секретарь Эвмен - эллин - и два македонских полководца - Пердикка и Птолемей. Совет этот временный и самозванный. "Министры" Александра были просто толковыми исполнителями его божественной воли и не больше. Если этот бог теперь умрет, империя останется без власти и взорвется.
Дикие герои, македонцы органически не способны повиноваться невеликому правителю. Они едва ладят с эллинами, и то только с теми, кто, вроде Эвмена, не уступает им в силе и храбрости. Интеллектуальное превосходство более культурных эллинов и персов они чувствуют, но не понимают, и оно их бесит. Когда Александр уравнял в правах побежденных персов с победителями и ввел персидские полки в свою армию, македонцы взбунтовались, и сам царь с трудом утихомирил их. А самое опасное, - разрушив персидский порядок управления громадной державой. Александр еще только начал создавать другой, свой порядок. Все - в движении; если царь умрет, то победители перегрызутся, побежденные восстанут, и великое дело объединения всех народов Ойкумены пойдет прахом!
Но - слава богам, совершившим чудо! - Александр, сломленный болезнью, дал клятву беспрекословно исполнять все указания врачей. Тут же написали соответствующий указ, и полуживой Александр заверил его своей печатью! Теперь этот документ позволит триумвирату министров удержать контроль над государством до выздоровления царя и подумать о будущем. Больше всех надо думать Эвмену - он единственный из министров, кто видит мировую державу как целое и особенно ясно видит ее правителя, остро нуждающегося в исправлении хотя бы самых выдающихся своих недостатков. Ведь Александр даже не имеет до сих пор законного наследника - Роксана еще только ждет ребенка.
Поразительный сплав македонской энергии и дерзости с эллинской образованностью и жаждой новых знаний - именно он сделал Александра личностью всемирного масштаба. Этой небывалой синтетической личности и поклоняются как божеству, незаурядные и гордые соратники Александра. Но теперь бороться с эксцессами этой личности станет гораздо легче: Александр начал слушаться врачей - значит, будет слушаться и министров! Коллеги Эвмена по триумвирату - особенно хитроумный Птолемей - выступают с ним единым фронтом, отбросив свою македонскую спесь. Оптимистический прогноз Эвмена оправдался: выздоровев через два месяца, Александр, хоть и не признал официально полномочий самозванного совета министров, но не отменил их. А вскоре Роксана родила мальчика - будущего Александра IV, который взошел на престол лишь через 36 лет. Оправившись от болезни, Александр осуществил, наконец, задуманную морскую экспедицию в Египет через Бахрейн, вокруг еще незнакомой Аравии. Царь осознал, что великой державе нужны высококачественные дороги - а лучших дорог, чем морские, пока нет. Нужен удобный водный путь от Эллады до Индии, и Александр возобновляет построенный при Дарий канал через Суэцкий перешеек: великие мореходы финикийцы по приглашению царя заселяют острова Персидского залива.
У Александра чешутся руки поскорее включить все Средиземноморье в свою империю; после этого можно будет со свежими силами вновь вернуться к нерешенной задаче - покорению Индии. Увы, сначала надо заняться реорганизацией Ближнего Востока. Наместник Египта Клеомен проворовался. Птолемей предлагает казнить вора, а его, Птолемея, назначить правителем Египта. Но слишком важен Египет как житница империи, и слишком талантлив и честолюбив Птолемей, чтобы лишаться такого министра да еще соблазнять его перспективой сепаратизма! Пусть этот ловкий ворюга Клеомен управляет и дальше, заплатив подобающий штраф. Лишь бы имперская казна была не в убытке, а египтяне стерпят! Кстати, они недоумевают: почему их божественный фараон Александр не строит себе гробницу, наподобие великих пирамид? Вместо этого царь построит в Александрии пышную гробницу и учредит Академию наук и искусств - будущий культурный центр его государства. Ведь сама судьба сделала Александрию на Ниле, находящуюся в центре империи, посередине великого морского пути Восток-Запад, главной столицей мировой державы.
Спартанское воспитание
Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства.
а) воспитание в возрасте от 7 до 15 лет
Основной задачей в этот период было развит ...
Боярская дума.
Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий— Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Дре ...
Ведь недаром, Москва, сожженная пожаром, французу отдана? Или о том как
принималось решение оставить Москву.
После изнурительных боев с французской армией, особенно Бородинского сражения российская армия была обескровлена, истощена. В ее рядах было много раненых. Негативную роль сыграл и временной фактор – у россиян не было времени на подготовку решающего сражения у Москвы. Вот почему русское командование ощутило необходимость выбора.
Решение ...