Государственная казна и её определяющая роль в государственном
строительстве при Петре Первом
Страница 3
Говоря о глубине свершившегося переустройства аппарата государственного управления, отметим, что с 1699 по 1724 годы и органы центральной власти, и органы власти на местах, за исключением разве что очень частных случаев (сохранился Преображенский приказ), были заменены полностью. Суть изменений была закреплена унифицированной инструкцией работы для всей вертикали власти, и частной инструкцией Правительствующему Сенату.
Если же проследить пользу указанных мер для государственной казны, более-менее удачной выглядит только реформа по введению подушной подати. Так как создание аппарата по сбору денег (административная и областная реформа) и аппарата по контролю за сбором денег (институт фискалов) требовало того же денежного содержания. А если учесть значительно выросшую численность этих аппаратов и уровень злоупотреблений, то совершенно неизвестно, больше приобретала или теряла государственная казна благодаря им. Особенно показателен тот факт, что при передаче функций по сбору налогов с городского населения от магистратов (бурмистров) губернаторам, государство передавало эти функции от органа, который сам себя содержал, органу, который требовал содержания.
В период после 1709 года получили свое завершение создание военно-морского флота и регулярной армии созданием юридической базы для их функционирования. В 1716 году был утвержден Воинский устав. А в 1720 году Устав морской. Оба документа были очень прогрессивными для своего времени. Несмотря на постепенный спад военной активности и последующее окончание Северной войны, армия и флот не перестали занимать центральное место в мыслях Петра. Однако вес решений постепенно перешел от собственно армейского строительства к сопутствующим сферам: содержанию армии и обеспечению юридической стороны её функционирования.
Финансовая реформа
Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все дейс ...
Добровольные потребительские объединения - ДПО
Однако приоткрывались пути к переходу кооперации на добровольное членство: декрет разрешил организовывать внутри ЕПО добровольные потребительские объединения (ДПО).
Собственно добровольные объединения рабочих и служащих государственных предприятий для обмена промышленных изделий на продукты питания стали стихийно возникать ещё в 192 ...
Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов
В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Е ...