Национально-освободительное восстание в Греции в 1821г
Страница 2
Можно выделить несколько главных объединяющих начал, которые цементировали греческое общество на начальных этапах становления национального государства и послужили в дальнейшем основой формирования греческой нации. Во-первых, в основе объединения лежала языковая общность жителей множества греческих островов и местностей и своеобразная национальная культура. Несмотря на то, что зачастую представители политической элиты, получившие образование за границей, и испытывали определенные трудности с переходом на греческий язык, постепенно национальные культурные традиции брали верх. «Я видел в Греции много молодых людей, возвратившихся из Европы, где они воспитывались во время революции. . Многие должны отказаться и от своего платья и вновь одеться в национальное. Родители гневно выражают свое недовольство, видя в своих детях капризных иностранцев, иногда потерявших и родной язык и родную привязанность к религии», — вспоминал Константин Базили, переводчик при российском флоте в своих воспоминаниях «Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах».[2] Уже в первые годы после революции активно шло формирование новогреческого языка, вырабатывалась его литературная норма, что стало немаловажным фактором единения греков. «В последнее время новогреческий язык сделал быстрые успехи», — отмечал в статье из «Отечественных записок» 1841 года Лип-рт.[3] Национальному единению греческого населения способствовало и осознание себя потомками древних эллинов и попытки возродить наследие Древней Эллады. Не последнюю роль в этом сыграло европейское просвещение, идеи которого постепенно в большей или меньшей мере стали проникать в широкие слои греческого общества. Все без исключения российские путешественники отмечали огромные усилия, которые предпринимались греками для сохранения и восстановления памятников старины, несмотря даже на сложное финансовое состояние государства. Среди греков вошло в моду называть своих детей именами видных древней государственных деятелей, литераторов и философов, хотя ещё несколько десятилетий назад подавляющая часть греческого населения, в основном ориентированного на свою узкую общину не имела какое-либо понятие о героях и достижениях древней Эллады.
Развивалась и национальная греческая культура. Несмотря на долгие годы турецкого ига, коренные греки в значительной степени сохранили многие черты уклада и особенности народной культуры и не спешили перенимать модные иностранные веяния. Особенно характерно это проявилось на бытовом уровне в ежедневной жизни греческих низов. Захаров отмечал, что среди греков даже считалось особым достоинством подчеркнуть свою приверженность национальной культуре: «Надо отдать справедливость грекам, их привязанности к своему, народному; для грека нет блага выше, как уметь удачно выказать свою национальность в песнях, плясках, перед публикою, в особенности перед женщинами, которые со своей стороны неравнодушны к национальным обычаям и оценивают по достоинству особенно отличившегося преданностью к родине»[4]. Важную роль в процессе становления греческого государства играла и общая православная религия, которую теперь можно было беспрепятственно исповедовать. Религия сыграла объединяющую роль в борьбе греков за независимость. Орлов-Давыдов вспоминает как в одной из бедных сельских церквей Пелопоннеса ему довелось увидеть наклеенные на стенах тексты патриотических песен. «Эта церковь изображает лучше всех длинных описаний чувства греков к их религии. Они сражались за нее, и потому украшают церковь своими трофеями, т. е. национальными песнями», — писал путешественник[5].
Низкая рентабельность сельского хозяйства в большинстве районов страны не способствовала консервации феодальных отношений, которые могли бы стать в определенной мере тормозом на пути экономического развития страны. Орлов-Давыдов пишет, что «обширные земли, уступленные турками по окончании войны, остаются до сего времени без всякой пользы для помещика, потому что обрабатывание их при наложенных повинностях превзошло бы цену самого имения».[6]
Важным фактором становления нового греческого государства и самосознания было развитие образования. Немаловажным фактором, который свидетельствовал о демократизме греков и немало способствовал социальной мобильности греческого общества, была доступность образования для самых широких слоев населения. В результате греческий студент во многом отличался от своих собратьев в Европе. Захаров подчеркивает, что с момента создания независимого государства в Греции открылось множество новых учебных заведений: университет, политехническая школа, несколько гимназий, военные училища, в которые устремились в поисках знаний все слои греческого общества.
Русско-туземные школы
После присоединения Туркестанского края к России, царская администрация приступила к организации школ для совместного обучения русских детей и детей «инородцев». Согласно проекту, предполагалось открыть, во-первых, уездные народные училища с 4 летним общеобразовательным курсом и ремесленным классом, и во-вторых, начальные школы грамотно ...
Отношение к семье
Семейная жизнь предпринимателей также была регламентирована неписаными правилами. Для того, чтобы пользоваться доверием в деловом мире, нэпман обязан был жениться. Создание крепкой семьи свидетельствовало в глазах коммерсантов о надежности человека, о серьезности его намерений. Кроме того, жена играла не последнюю роль в предприниматель ...
Идея мирового господства. Принцип имперского правления
Наполеон Бонапарт добился своей цели: он стал единодержавным властителем. Теперь вся полнота власти и все сферы жизни были сосредоточена в его руках, но на этом Бонапарт не собирался останавливаться. Успех возбуждал у Наполеона еще большую жажду власти, стремление к господству.
Бонапарт, пришедший к власти в результате удушения революц ...