Развитие исторической науки России в конце 50-60 гг.
Страница 19
Материалы » Развитие исторической науки России в конце 50-60 гг.
После смерти А.В. Карташева вышла в свет его монография о Вселенских соборах. Различные аспекты истории религии и церкви исследовались коллегой А.В. Карташева по Богословскому институту, доктором историко-филологических наук П.Е. Ковалевским. Им были выпущены интереснейшие книги о расколе (1957 г), роли Сергия Радонежского в истории русской духовности (1958, 1962 гг.), атлас истории и культуры России и славянского мира (1961, 1964 гг.). Однако наибольший, интерес представляет разработка им проблем общественной жизни и культуры в эпоху Ивана IV Грозного (1969 г).
Среди специализированных работ стоит назвать фундаментальную монографию Л.С. Багрова "История картографии", вышедшую в 1964 г. в Кембридже после смерти автора. Движение С.Т. Разина получило освещение в работах профессора Оксфорда С.А. Коновалова. Основное внимание им было уделено анализу источников по крестьянской войне, преимущественно нерусского происхождения. Например, им характеризовались записки Л. Фабрициуса о восстании. Им же были проанализированы русско-английские отношения в XVII в.
История XIX в. очень слабо представлена в литературе конца 50-х - 60-х гг. Можно назвать лишь небольшую статью С.А. Коновалова о взаимоотношениях Александра II и княгини Екатерины Долгоруковой. Правда, в Нью-Йорке увидел свет сводный труд С.Г. Пушкарева "Россия в XIX веке (1801 - 1914 гг.)", однако он носил компилятивный характер и получил невысокую оценку.
Несколько особняком в зарубежной российской литературе стоит книга оригинального русского философа И.О. Лосского "Характер русского народа", синтезирующая философские размышления с анализом исторической судьбы этноса. При этом рассмотрение истории народа шло через выделение общего, которое в то же время выступает производным от своеобразия каждого отдельного лица. В целом характер народа трактовался как единый, исторически развивающийся комплекс специфических нравственно-психологических черт. Вывод И.О. Лосского оптимистичен: " . можно надеяться, что русский народ после преодоления безбожной и бесчеловечной коммунистической власти, сохранив свою религиозность, будет, с Божью помощью, в высшей степени полезным сотрудником в семье народов на Пути к осуществлению максимального добра, достижимого в земной жизни" (Лосский Н. О, Условия абсолютного добра. М., 1991. С.360).
Среди историков - потомков "первой волны" российской эмиграции следует выделить уже упоминавшегося Н.В. Рязановского, который обратился к анализу идеологии "официальной народности" в эпоху царствования Николая I. По его мнению, теория "официальной народности" и ее главный вдохновитель и выразитель Николай I играли решающую роль в общественно-политической и культурной жизни страны. П.В. Рязановский дал блестящую личностную характеристику Николая I и идеологов теории "официальной народности" (С. Уваров, М. Погодин, С Шевырев, Ф. Булгарин, И. Сенковский, Н. Греч). В его трактовке проповедники "официальной народности" преследовали главным образом этические цели. Однако он признает, что "религия была используема для проповеди повиновения императору, офицеру, помещику", а "церковь находилась под бдительным контролем государства и в основном выполняла его приказания" (Riasanovsky N. V. Nicolas I and Official Nationaly in Russia, 1825-1855. Berkeley - Los Angeles, 1959. P.95).
Если для эмиграции "первой волны" был характерен интерес к дореволюционной истории России и почти полное игнорирование советского периода, то для исследователей - эмигрантов "второй волны" свойственно обратное. Типичным примером служат работы А.Г. Авторханова, который после окончания Второй мировой войны остался в Западной Германии и стал издаваться под псевдонимом Александра Уралова. В 1959 г. в Мюнхене вышло первое издание его фундаментальной монографии "Технология власти", посвященной становлению и развитию командно-бюрократической системы в СССР. А.Г. Авторханов проследил процесс прихода И.В. Сталина к власти и становление культа личности, проанализировал репрессии 30 - 40-х гг., охарактеризовал падение сталинизма. Им был сделан вывод, ставший краеугольным камнем советологии - о соотношении партии и бюрократии. Он писал: "Партия была и есть резервуар, откуда ЦК черпает бюрократию - партийную, хозяйственную, советскую, культурную и военную" (Авторханов А.Г. Технология власти. М., 1191. С.342). Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах "Сталин и КПСС" (1959 г) и "Коммунистический партаппарат (1966 г).
“...у меня нет никакой системы, я хочу только общего блага: оно составляет
моё собственное”.
Екатерина II.
“…Не знав обстоятельств, каждому городу
удобное положение сделать нет возможности”.
Наказ Екатерины II, гл. XVII, ст. 339.
Итак, если при императрице Елизавете Москва выглядела как склад нечистот, то едва ли лучше выглядел Петербург в дни вступления на престол императрицы Екатерины II: “безпокойствы проходящимъ и п ...
Проблемы внешней политики
Советская дипломатия подошла к окончанию второй мировой войны, руководствуясь теми базовыми доктринальными установками, первоначальные наметки которых были сделаны ещё при Ленине, а затем углублены, развиты и дополнены. Ими и определялись все основные направления политики советского государства с самого его зарождения и до окончания вто ...
Информация о подготовке Германии к войне
Информацию, доставляемую разведывательным аппаратом, можно разделить на три группы: доклады советской, американской и английской разведок. К двум последним отношение у руководства СССР было негативным, что вызывало сомнение в их подлинности. Так что, сначала рассмотрим информацию, поставляемую Советской разведкой.
Как поучал сам И.В. С ...