Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Положение рабов и рядовых свободных
Страница 3

Материалы » Вавилонское царство с 626 – 539 гг. до н.э. » Положение рабов и рядовых свободных

Раб мог даже быть поручителем за то, что его хозяин погасит ссуду в тех случаях, когда они брали ее совместно.

Естественно, наряду с рабами, имевшими пекулий, жившими своим трудом и платившими оброк хозяину, а также рабами, платившими оброк, пользовавшимися трудом других рабов и свободных, было ещё больше рабов, которые работали под присмотром хозяев и не владели никаким имуществом.

Возникает вопрос: что общего между рабом, закованным в цепи и работавшим из-под палки, и рабом, владевшим (правда, лишь на правах пекулия) средствами производства и надзиравшим над тем, как на него другие работали?

Всех рабов объединяло то, что они принадлежали к сословию рабов и юридически являлись вещью своего господина. Даже самый богатый раб не мог выкупиться на свободу, так как право освобождения раба во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. Чем богаче был раб, тем больше были хозяйские доходы и тем менее выгодно было отпускать его на свободу.

Между рабами и рабовладельцами всегда существовали антагонизм и непримиримая вражда.

Но в Вавилонии эта борьба носила стихийный, неорганизованный характер. Рабы выступали против плохих жизненных условий и даже нападали на хозяев с оружием в руках. Но гораздо чаще протест рабов ограничивался тем, что они стремились бежать от своих хозяев и стать свободными людьми.

Нередко беглый раб вводил своего господина в большие «убытки», от которых рабовладельцы стремились себя оградить всеми средствами. Так, при продаже раба продавец обязан был гарантировать покупателю, что этот раб не «бунтовщик», не чужой раб, не царский раб и не свободный полноправный гражданин (мяр-бане), ибо во всех этих случаях рабовладелец-покупатель понес бы убытки.

Зато из раба, которого рабовладелец имел в собственности на «законном» основании, он стремился извлечь максимум доходов. Если отдельные рабы могли довольно значительно наживаться на торговле и даже иметь своих рабов, а также давать серебро в долг свободным, то большинство рабов вынуждено было вносить в виде «дани» весьма значительную часть продукта своего труда.

Рабы обязаны были также выполнять городские и царские повинности своих господ. Рабовладельцы привилегированных городов были, вероятно, как и во времена ассирийского владычества, освобождены от этих повинностей. Зато окрестное население обязано было нести в пользу царя воинскую, строительную, а возможно, и другие повинности.

В нововавилонском обществе было сравнительно много рабов, которые имели семьи, владели землей, домами и значительным движимым имуществом.

В I тысячелетии до н.э. царское хозяйство было организовано по типу частновладельческого и не играло большой роли. Ведущая роль принадлежала собственно частновладельческим и храмовым хозяйствам.

Таким образом, в нововавилонское время рабский труд не имел решающего значения в сельском хозяйстве и по сравнению с трудом мелких землевладельцев и свободных арендаторов применялся в ограниченных масштабах.

Не играл он решающей роли и в ремесле, не мог вытеснить труд свободных, особенно в области квалифицированного ремесленного производства. Свободные ремесленники заключали с разными лицами контракты на изготовление за соответствующую плату различных изделий из своего сырья или из сырья заказчика.

Храмы располагали определенным ограниченным числом собственных рабов-ремесленников, но те не в состоянии были даже в минимальной степени удовлетворить потребности храмового производства. Администрация вынуждена была круглый год в больших масштабах привлекать свободный ремесленный труд.

Для обеспечения воинской повинности в общинах выделялась «земля лука», держатель которой обязан был выставлять вооружённого воина. На содержание этих воинов царь взимал особый налог. На таких же основаниях выставлялись «люди царя» – так назывались, как и в ассирийское время, люди, обязанные выполнять строительные работы.

Однако в нововавилонский период в грандиозном храмовом, оборонительном и ирригационном строительстве, которое велось царской властью, вероятно, в ещё большей мере использовался труд пригоняемых из походов многочисленных пленных. Эти же пленные, возможно, пополняли собой число царских рабов.

Большим количеством рабов владели и храмы; они получали их в дар от царя и частных лиц. Следует заметить, что не все переселённые в Вавилонию обращались в рабство: наглядный тому пример – иудеи, многие из которых не стали рабами. В документах из городов Вавилонии мы встречаем еврейские имена как среди рабов, так и среди свободных.

У нас есть данные, что вавилонские цари пользовались наёмниками; в основном же войско вербовалось из сельского населения.

Однако теперь, в условиях тяжёлого материального положения земледельцев, трудно было создать войско, которое являлось бы достаточно надёжной опорой существования рабовладельческого государства. В дальнейшем слабость армии сказывалась еще больше.

Страницы: 1 2 3 


Племена
Около 15 тыс. лет тому назад закончился ледниковый период. Климат, растительный и животный мир Европы приобрели характер, близкий к современным. Главным предметом охоты первобытных обитателей территории Польши стали зубры, олени, лоси, а также другие, более мелкие животные. Большое значение приобрело собирательство всякого рода растител ...

Эмиграция
Эйнштейн не без колебаний принял предложение переехать в Берлин. Но возможность общения с крупнейшими немецкими учеными, в числе которых был и Планк, привлекала его. Но политическая и нравственная атмосфера в Германии делалась все тягостнее и тягостнее, антисемитизм поднимал голову. В 1933 году, когда власть захватили фашисты, Эйнштейн ...

Конституционно-демократическая партия (кадеты)
Учредительный съезд кадетской партии состоялся 12-18 октября 1905 года в Москве по инициативе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». Главной идеей кадетской программы было ненасильственное развитие России по пути либеральных парламентских реформ. В январе 1906 года на II съезде партии к ее названию было добавлено: «п ...