Города Вавилонии, их социальная структура и право
Страница 1
Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города – Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.
Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают «царские города» – административные центры – и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Из содержания деловых документов этого времени следует, что крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер.
Известно, что большинство документов старовавилонского и касситского периодов имело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п. В нововавилонский период значительная часть документов принадлежит к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу.
За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена.
Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек.
Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты.
Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.
Жители крупных вавилонских городов пользовались особыми привилегиями. В частности, они были освобождены от царских строительной и военной повинностей. Для этих городов было характерно самоуправление свободных и юридически равноправных членов общества, объединенных в народное собрание при главном храме того или иного города.
Однако со временем многовековая борьба между царской властью и народным собранием постепенно привела к поражению последнего, и в это время его юрисдикции подлежали только конфликты между отдельными гражданами и преступления местного характера.
Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке).
Часть решений народного собрания касалась хищений храмового скота и другого имущества, сбора храмовой десятины и арендной платы с храмовых полей и т.д. Другие решения имели отношение к имущественным тяжбам и семейным спорам отдельных граждан.
Таким образом, собрание функционировало как орган местного самоуправления и суда. Часто его заседания возглавлял наместник соответствующего города или управляющий храмом.
Членами народного собрания являлись граждане, которые были свободными и в юридическом отношении считались равноправными между собой. Но они заметно отличались друг от друга по своему экономическому и общественному положению.
Среди них были наместники городов, судьи, высокопоставленные государственные и храмовые чиновники, купцы, дельцы, писцы, чиновники низших рангов, пастухи, арендаторы полей, ремесленники, включая беднейшие слои свободного населения.
Статус граждан был наследственным и переходил от отца к сыновьям. Естественно, в работе собрания активную роль могли играть в основном лишь состоятельные люди.
Нередко вместо всех граждан для решения тех или иных дел собирались лишь старейшины, т.е. наиболее влиятельная часть граждан. В ряде случаев они выносили свои решения совместно с высшими храмовыми чиновниками и наместниками городов. Иногда в присутствии старейшин составлялись документы, содержащие распоряжения высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, старейшины представляли граждан своего города перед царем
Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, по-видимому, традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе.
Хозяйственный и общественный строй восточных славян
География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VI−VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи ...
Отношения с Таиландом
Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн в сентябре 2002 года в резиденции премьер-министра встретился с главой правительства Таиланда Таксином Чинаватом. В сердечной и дружественной атмосфере состоялся углубленный обмен мнениями по двусторонним отношениям и другим представляющим взаимный и ...
Стадии развития местных органов власти.
История развития местного управления в России XV – первой половине XVII вв. условно делится на три периода:
Период «кормлений» (т.е. управление наместников и волостелей) – до середины XVI в.;
Период земского и губного управления (самоуправления) – вторая половина XVI - начало XVII вв.;
Период приказно-воеводского управления в сочетан ...