Становление личности Владимира Ильича Ленина. Детство
и молодые годы
Страница 1
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 апреля (22апреля по новому стилю) 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь это город Ульяновск). Род Ульяновых своими корнями уходит глубоко в русский народ.
Его дед по отцу, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогдашней Нижегородской губернии. В конце XVIII века он отправился в низовья реки Волги на заработки и к своему помещику больше не вернулся. Проживая позднее в Астрахани, дед Владимира Ильича некоторое время числился государственным крестьянином. Здесь он стал заниматься портняжным мастерством, и был приписан к мещанскому сословию. Женился он поздно на дочери крещеного калмыка Анне Алексеевне Смирновой. Сын Илья (отец Владимира Ульянова) родился, когда матери было 43 года, а отцу — за 60. Вскоре Николай Васильевич скончался, а Илью вырастил и выучил старший брат Василий, приказчик астраханской фирмы «Братья Сапожниковы».[1]
Дед Владимира Ульянова по матери Александр Дмитриевич — Сруль (Израиль) Мойшевич — Бланк был крещеным евреем, врачом, немалое состояние которого значительно увеличилось после женитьбы на немке Анне Григорьевне Гросскопф (у семьи Гросскопф были и шведские корни). Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрел имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Владимира Ильича, Марию Александровну, как и ее четверых сестер воспитала тетка по матери, обучившая своих племянниц разным наукам, музыке и иностранным языкам.[2]
Родители Владимира Ильича - Илья Николаевич и Мария Александровна - по своим идейным взглядам принадлежали к передовой части русской интеллигенции. Отец, рано оставшийся сиротой, лишь с помощью старшего брата получил образование. Он работал учителем, был инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Энтузиаст народного просвещения, подлинный демократ, он страстно любил свое дело и отдавал ему все свои силы и знания. Илья Николаевич, набожный, законопослушный, чрезвычайно трудолюбивый чиновник (свою колоссальную работоспособность Владимир Ильич унаследовал от отца) много сделал для народного образования, дослужился до генеральского чина действительного статского советника, что давало его семье чин потомственного дворянства.[3]
Мать Владимира была одарена большими способностями: владела несколькими иностранными языками, хорошо играла на рояле. Самостоятельно подготовившись, она сдала экстерном экзамены на звание учителя начальных классов. Всю свою жизнь она посвятила своей семье и детям, была для них близким другом. Мария Александровна не кончила университетского курса, но имела диплом домашней учительницы. Она была женщиной эмансипированной, придерживалась левых взглядов, была хорошей хозяйкой и заботливой матерью, сама занималась с детьми иностранными языками и музыкой.
Так, в семье Ульяновых усилиями Марии Александровны поддерживался особый пиетет перед немецким порядком и аккуратностью. Дети владели иностранными языками (Владимир Ильич в совершенстве владел немецким, по-французски читал и говорил, хуже знал английский). Ульяновы считались весьма состоятельной семьей в Симбирске: значительная доля матери в имении Кокушкино, собственный дом в Симбирске, жалованье отца, а после его смерти солидная (генеральская) пенсия. Семейным бюджетом до самой своей смерти в 1916 году всегда распоряжалась Мария Александровна.
Уроки восстания. Великая эмиграция. Поиски новых путей борьбы
Со времени подавления восстания 1830-31 гг. и до начала 40-х гг. XIX в. в польском освободительном движении произошли важные перемены, связанные с осмыслением уроков восстания и выработкой новых путей борьбы. Этим процессом была охвачена в первую очередь польская эмиграция в Европе, насчитывавшая около 9 тыс. человек и включавшая в себя ...
Международное и внутреннее положение Украины в ноябре – декабре 1917 года.
Особенностью общественного строя России в начале ХХ века было переплетение монополистического капитализма в промышленности с многочисленными остатками крепостничества, в сельском хозяйстве и самодержавной монархией, при которой практически всё население не имело политических прав. К концу 1916 года экономика страны была полностью разруш ...
Реформирование системы кормлений.
Можно выделить три основных момента в ходе начавшегося реформирования областного управления:
Усиление законодательной регламентации. Подобная регламентация осуществлялась посредством принятия общеобязательных норм (Судебников) и внесением изменений в содержание местных Жалованных и Уставных грамот, которая представляла собой подробный ...