Словенские земли во второй половине XIX - начале XX
в.
Страница 2
После введения австро-венгерского дуализма в Австрии была принята новая Конституция (1867), которая явилась шагом вперед в буржуазном преобразовании Австрии. Были провозглашены свобода вероисповедания, равенство граждан перед законом и право народов пользоваться своим языком в школах и учреждениях, школа была отделена от церкви. Закон 1873 г. установил прямые выборы в рейхсрат, что еще раз подтверждало централистский принцип государственного устройства Австрии. Для словенцев степень осуществления провозглашенных Конституцией 1867 г. национальных прав зависела от силы их отпора германизации в каждой земле. Географический фактор мешал национальной интеграции. Горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна во главе с городом Любляна, где словенцы составляли большинство.
В этот период в словенской общественной мысли преобладали два направления: программа Объединенной Словении и югославянская идея, предусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством договорились хорватские и словенские политические деятели в 1870 г. в Любляне. Тогда же была принята резолюция, которая провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.
В начале 90-х гг. XIX в. у словенцев оформились политические партии. В 1892 г. возникла консервативно-клерикальная - Католическая народная партия, которая впоследствии, в 1905 г., переименовалась в Словенскую народную партию, а в 1912 г. - в хорвато-словенскую партию права. В 1894 г. получила организационное оформление либеральная Народная прогрессивная партия. Все последующие десятилетия главенствующее место на политической арене занимали консерваторы-клерикалы.
В Словении, как и в других католических странах, духовенство играло большую роль в общественной жизни. Толчком для активизации социальной и политической деятельности духовенства послужила энциклика Льва III. В этом послании глава католической церкви, защищая частную собственность, призывал католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения и осуждал эксплуататоров. В конце XIX - начале XX в. в словенских землях состоялось четыре католических съезда (с 1892 по 1913 гг.), на которых обсуждались самые животрепещущие вопросы культурной и политической жизни словенцев. Особенностью политической жизни словенцев являлось то, что в национальном движении ведущую роль играла церковь и священники, как авангард национальных сил. Яркими представителями клерикальных кругов Словении в этот период были епископы Антон Махнич и Якоб Мисса, которые всесторонне и очень активно способствовали проникновению церкви во все сферы жизни словенцев. Под влиянием пропаганды Католической народной партии стало развиваться весьма популярное в словенских массах движение христианского социализма. Его возглавил священник и профессор богословия Янез Крек. Он считал, что противостоять эксплуатации можно, создавая крестьянские и рабочие кооперативы, открывая кредитные кассы для помощи рабочим и крестьянам. Весьма популярны были христианские социалисты и в рабочей среде. Уже в 1894 г. они создали "Словенское католическое рабочее общество" в Любляне, которое ставило своей целью улучшение материального и духовного положения рабочих. Христианские социалисты не стремились создать собственную партию, а действовали в рамках Католической народной партии и всячески содействовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа "Объединенная Словения".
Народная прогрессивная партия, возглавляемая либералами Иваном Хрибаром и Иваном Тавчаросом, в противовес клерикалам вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительские организации Общества св. Кирилла и Мефодия.
В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая являлась частью австрийской социал-демократической партии и также приняла Гайнфельдскую программу. Ее лидер Этбин Кристан считал, что словенцы должны бороться за культурно-национальную автономию и отрицал всякую политическую форму автономии.
В конце XIX - начале XX века обострились отношения между словенцами и немцами. Открытое противостояние в общественно-политической и экономической жизни объяснялось, прежде всего, конкуренцией национально - буржуазного чиновничества, а также ростом расистских и шовинистических теорий, распространением пангерманизма. Наиболее откровенно этот процесс проходил в зонах контактного проживания словенцев и немцев, и в первую очередь в Каринтии. Так, повседневные действия властей (назначение какого-либо чиновника или сельского учителя) становились поводом для острых национальных конфликтов. Австрийские шовинисты нередко организовывали нападения на словенских деятелей и на национальные учреждения. В сентябре 1908 г. в Штирии были избиты члены Общества св. Кирилла и Meфoдия. В связи с этим в Любляне вспыхнули демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными налетами на дома австрийцев. Полиция при разгоне демонстрантов применила оружие, несколько человек было убито.
Упадок Хараппских городов
После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. До недавнего времени упадок индийских центров обычно объясняли внешними факторами: вторжением иноземных племен, отождествляемых, как правило, с ариями. В северных районах наступление кризиса было более быстрым; на Юге же, вдали от крупных центров, хараппские тра ...
Экономическое развитие России в начале XX века. Развитие
промышленности.
К началу XX в. Россия представляла собой среднеразвитую страну ,,второго эшелона” капиталистического развития. В отличие от стран ,,первого эшелона” (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже – лишь в середине XIX века. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, появлявшийся как в высоких тем ...
Характеристика
бюрократической системы
Для бюрократической системы управления характерны одинаковые структура и штаты местных и центральных учреждений. Этого нельзя сказать ни о Боярской думе, ни о приказах. Историк может установить, чем занимались тот или иной приказ и даже Боярская дума, только эмпирическим путем, то есть изучением их деятельности: следы деятельности этих ...