Самое тяжелое время для всей земной цивилизации в 20-м веке безусловно было с 1939 по 1945 год - Вторая Мировая война. Осталось множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор никто не знает. Никто и в будущем не будет знать, если об этом сейчас нам не расскажут еще живые участники тех событий. Возьмем эпопею поставок и перегонок американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по "ленд-лизу" с 1941 по 1945 годы. Эта тема была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года и, кроме оставшихся еще живых участников перегонки, об этом никто не знал.
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Нас удивляет и возмущает, что тоталитарный режим проявил явную неблагодарность за оказанную нашей стране помощь. Мало того, создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу и все исторические материалы с ним связанные строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона . Однако времена меняются и настало время рассказать историческую правду о великом единении великих держав устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.
Американские и советские летчики-перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Рузвельт направил в Москву своего представителя А. Гарримана. 1 октября 1941 г. А. Гарриман подписал первый протокол о поставках в СССР на сумму 1 млрд. долларов на срок девять месяцев, но лишь 7 ноября 1941 года Президент США Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР.
Трассе "Аляска-Сибирь" уже 60 лет. Между тем огромное количество фактов и событий ещё покрыты мраком неизвестности и грифом <секретно> на некоторых документах. Множество летчиков разбившихся по пути следования до сих пор не найдены и числятся в списках пропавших без вести, а некоторые не признаны государством вообще. Несмотря на это, у нас еще есть люди, которым небезразлична история своей страны, и которые знают и помнят, что в истории было такое событие, как открытие трассы "Аляска-Сибирь". Эти люди устраивают встречи ветеранов, по крупицам собирают исторические факты и свидетельства очевидцев, занимаются поиском и восстановлением самолетов того периода. Хочется надеется, что в будущем таких людей (особенно молодежи) станет гораздо больше.
В истории второй мировой войны остается множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор, несмотря на давний срок, мало кто знает. Среди них находится эпопея поставок и перегонок американских самолетов по трассе Аляска - Сибирь из Фэрбенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по ленд-лизу с 1942 по 1945 год. Эта тема была засекречена по политическим соображениям до 1994 года, да и сейчас множество документов по этой теме все ещё пылятся на полках архивов под грифом секретно.
Красноярская воздушная трасса строилась и действовала в обстановке строжайшей секретности. Но и после войны почти полвека и сама трасса, история которой полна героических и трагических страниц, и ее мужественные летчики пребывали в незаслуженной безвестности. Главная причина - великое противостояние двух сверхдержав: СССР и США. В эпоху "холодной войны", в которую ввергли свои народы политики обеих стран, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превращались в вероятных противников. А раз так, всячески замалчивались или искажались история боевого содружества, размеры и значимость военной и экономической помощи Соединенных Штатов Советскому Союзу.
Борьба трудящихся Молдавии против немецко-румынских
оккупантов Партизанские движения в Молдавии
Подпольные организации. (август 1941 - март 1944)
В начале августа 1941-го года Молдавия была полностью оккупирована фашистскими захватчиками, но борьба народа против агрессоров не прекращалась. Плечом к плечу с бойцами и командирами др. национальностей сыны и дочери Молдавии храбро сражались не только на территории своей республики, н ...
Экономические перемены.
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 году выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщение о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в ...
Преобразования Петра I на Северном Кавказе и их последствия
(XVIII - XIX вв.).
Век XVIII открывает новый период в истории русско-кавказских отношений. Окрепшее в XVII в. Русское государство приобретает все большее значение в международных делах.
Преобразования, коснувшиеся отношений России и Кавказа связаны с именем Петра I. Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный ...