Начало демонтажа социалистической системы и советской империи. Борьба за национальное освобождение.
Демократические процессы, начатые в стране, появление политических партий отказ советского руководства от демонстративной и грубой политики силы, позволило бывшим колониям России, включенным большевиками Советский Союз, начать борьбу за свое освобождение. Процесс был достаточно сложным и трудным. Многое в экономике, культуре, на семейно-бытовом уровне объединяло людей разных национальностей. Тем не менее, верх брала объективная закономерность раннего или позднего распада всех колониальных империй (и советская не могла быть исключением), обретения народами свободы и независимости.
Несмотря на серьезные межнациональные столкновения, ведущей линией в деле национального освобождения советских народов все же стал мирный политический процесс.
Во второй половине 1989 г. в национальных республиках были приняты законы о выборах в высшие республиканские органы власти. Эти законы были, как правило, более демократичными, чем союзные. В некоторых республиках были ликвидированы окружные собрания, квоты для депутатов от общественных организаций, съезды народных депутатов, напрямую избирались Верховные советы республик.
В декабре 1989 г. выборы состоялись в Казахстане, Латвии, Эстонии, Таджикистане; в феврале 1990 г.- в Узбекистане и Молдове. 4 марта 77% российских избирателей пришли к урнам для голосования. На одно депутатское место претендовало 6-8 кандидатов. На выборах убедительную победу, особенно в Москве, Ленинграде и других крупных городах, одержал блок «Демократическая Россия». В Свердловске его фактический лидер Б. Н. Ельцин набрал свыше 80% голосов избирателей. Состоявшийся в июне 1990г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР избрал Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета республики и принял Декларацию о государственном суверенитете России. Новые руководящие органы союзных республик оказались настроенными более радикально, более решительно на перемены, на национальную независимость. Это объяснялось как настроением общества, ждущего от новой власти глубоких перемен, так и отсутствием специально выделенных мест для представителей общественных организаций, продолжающимся распадом Коммунистической партии и потерей ей своего влияния.
Союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. Литва 11 марта 1990 г. объявила о своей полной независимости и о выходе из состава СССР, что было признано в то время союзной властью незаконным. Новые власти заявляли о верховенстве своих республиканских законов над общесоюзными. Некоторые республики (Туркмения, Киргизия, Казахстан) приняли решение о введении поста президента как главы исполнительной власти. 12 июня 1991 г. впервые в России состоялись общенародные выборы президента России. В них убедительную победу над пятью своими соперниками, четыре из которых представляли коммунистическую партию, одержал Б. Н. Ельцин. Он победил уже в первом туре, набрав 57% голосов избирателей.
В результате всех этих процессов политическая власть начала уплывать из центра, все, более перемещаясь в республики.
Противостояние Центра и республик выразилось в «войне законов», то есть ситуации, когда имперский центр и стремящиеся к самостоятельности и независимости республики принимали законы, противоречащие друг другу, и взаимно отменяли законы друг друга. Противостояние проявилось также в срыве отдельными республиками воинского призыва весной 1991 г. В Литве план призыва был выполнен на 12%, в Латвии и Эстонии - на 30%, в Армении - на 16%. в Грузии - на 8%, причем в этих республиках на службу шла в основном русскоязычная молодежь. Молодежь коренных наций не желала служить в оккупационной, как она считала, советской армии, всячески уклонялась от воинского призыва.
Ряд республик пытался обойти Центр двусторонними соглашениями. Так, Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Украиной, Литвой, Молдовой, Казахстаном о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.
Одновременно в высших эшелонах власти, как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада Советского Союза, который мог вылиться в войну, принести неисчислимые бедствия народам. Все это заставляло преодолевать разногласия, искать пути к переговорам, компромиссам, соглашениям.
Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново - Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение по формуле «9 + 1 », т. е. 9 союзных республик (в соглашении не приняли участие Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения) и Центр в лице Президента СССР договорились об основах взаимоотношений друг с другом. Республики получили значительные права, но и Центр сохранял за собой важнейшие рычаги управления: вооруженные силы, финансовую систему, транспорт, энергетику и т. д. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечал ось на 20 августа 1991 г. Однако последующие события круто изменили ситуацию в стране.
Коминтерн и политика Народного фронта. Гражданская война в
Испании
В середине 30-х годов стало очевидно, что фашизм стремится распространиться за пределы Германии и Италии. В феврале 1934 г. произошел фашистский путч в Париже. Он был сравнительно легко подавлен, но продемонстрировал необходимость объединения всех антифашистских сил. Летом 1935 г. тактика антифашистского Народного фронта была официально ...
Политика слияния народов и распад империи
В Сузах Александр устроил празднество, отмечая захват Персидской империи и свадьбу - свою собственную и своих восьмидесяти военачальников: в продолжение его политики слияния
македонян и персов в единую расу они взяли себе жен - персиянок. Александр и Гефестион женились соответственно на дочерях Дария Статире и Дрипетиде, а десять тысяч ...
Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы. Мировой
экономический кризис как причина военных конфликтов конфликтов
Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и длившийся по 1932 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) криз ...