Дальнейшее развитие вопроса
Страница 2
Другой историк того времени П. Дукати не ставил своей целью отыскать прародину этрусков. Но анализируя сведения о религии и искусстве этрусков, а так же их язык, он выявил черты, чуждые латинам и другим народам Италии. Дукати сделал вывод в пользу господствовавшего в древности мнения о переселении предков этрусков с Восточного средиземноморья.[11]
В 20-х гг. ХХ века западноевропейская наука ознакомилась с памятниками культуры Урарту и отметила сходство культурных достижений урартийцев и этрусков. Г. Мюнштейн у обоих народов выявил сходство художественных кованых изделий. Он также рассматривал этрусков как продукт смешения различных народов – тирренов и расемо. Первые являлись потомками атлантическо-средиземноморской расы, еще более древней, чем индоевропейская, а вторые, обитали в Малой Азии и прибывали в Италию через Адриатическое море.
Народом эгейско-анатолийского региона считал этрусков и Ф. Шахермайер. Их переселение в Италию, по его мнению, произошло двумя волнами, отделенными двумя веками. Первую волну он датировал 1100 годом до н.э.; вторую IX веком до н.э. Он полагает, что этруски оставили на своей прародине – Фригии, Ликии и Карии – археологические памятники, а в лингвистике – индоевропеский слой греческого языка, лидийский и ликийский языки, а уже в Малой Азии этруски представляли собой языковой монолит.[12]
В советской науке, проблемой происхождения этрусков, а в особенности их языком, занимался знаток кавказской археологии и лингвист Н. Марр. В работах начала 20-х годов он свидетельствовал об образовании этрусского этноса с переселением двух групп «яфетидов» с Кавказа на запад. Но в своих поздних работах, Марр стал рассматривать этрусскую яфетическую стадию в Италии, как промежуточную фазу этногенеза между лигуро-сикулийской и италийской фазами.
Ученики Марра разрабатывали яфетическую теорию, сложившуюся в поздних работах Марра, в своих работах они опирались в основном на археологический материал Эгеиды и Италии. И. Немировский дал серьезную разработку проблемы связей языков Кавказа и Средиземноморья.
Большинство французских ученых были сторонниками восточного происхождения этрусков. Крупным этрусологом первой половины ХХ века является А. Пиганьола. Помимо специальных работ, ему принадлежит статья, в которой хронологию древнейших этрусских гробниц датирует 675 г. до н.э. Местом «исхода», ученый считает северо-восточную часть Черного моря, страну халибов. В средиземноморье они обосновались в районе, богатом рудой, будущей Тоскане. Отождествлял халибов с вполне реальными урартийцами. А. Пиганьоло видел в Урарту прототипы этрусских памятников. Археологические следы этрусков в Италии, предшествующие 675 г. до н.э., также были ранние рассказы греков, исследователь объясняет пиратскими набегами, наподобие нормандских. Но, Пианьоль не смог согласовать свою гипотезу с тем обстоятельством, что переселение, если бы оно имело место в VII в до н.э., не могло бы остаться незамеченным греческими колонистами, обосновавшимися в Южной Италии и в Сицилии уже в VIII веке до н.э.
В середине 50-х годов ХХ века появилось капитальное исследование М. Поллиотино в котором были рассмотрены все теории происхождения этрусков и предложено новое рассмотрение этрусской проблемы Убедительно показав, что переселение целого народа в Италию не могло быть одновременно финикийской и греческой колонизацией, он отрицает возможность такого переселения и в более раннюю эпоху независимо от направления, в котором оно происходило. По его мнению, этруски оформились в Италии из смешения элементов различного этнического происхождения, главным образом местным. Этрусский язык в том виде, в котором он представлен надписями, ученый считал продуктом италийского лингвистического развития. Этот же тезис независимо от Паллатино выдвинул и Ф. Альтейм. С его точки зрения этруски – чисто италийское явление. Как народ они сформировались в Италии и добились преобладания во всех сферах культурной и религиозной жизни. Теория формирования этрусков в Италии придерживался и Пфифиг. Он излагал ее следующим образом: « этруски ниоткуда не приходили. Но это не значит, что они являются автохтонным населением и древнейшими обитателями Тосканы. Это так же верно, как и то, что, к примеру, ниоткуда не пришли французы и что они не являются автохтонным населением». Его исследования подразумевают, что проблема формирования должна в качестве предварительной части включать рассмотрение этнических компонентов, из которых складывается народ, но сам ученый, к сожалению, этого не делает, хотя и допускает, что среди предков этрусков были выходцы из Эгеиды.[13]
Церковь и религия в Беларуси в XVI в
К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее кул ...
Образование государств в долине Ганга
В Северной Индии во II тысячелетии до н. э. распространились индоарийские языки, носители которых, называвшие себя ариями, пришли в страну и принесли элементы иной культурной традиции.
Цивилизация в долине Инда, несмотря на высокий уровень развития, которого оно достигла, оставалась все же явлением регионального значения. Формирование ...
Возможные концепции присутствия
В свете вышесказанного первый вызов, стоящий перед Католической Церковью в России сегодня, - не поддаваться искушению воспринимать себя как "этническую" Церковь. То есть как Церковь для "нерусских". Никогда нельзя сводить Церковь к этническому аспекту. Этнический аспект отнюдь не может служить основанием для церковно ...