Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Политика СССР в годы «оттепели». Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева
Страница 1

Материалы » Хрущевская отепель и ее влияние на жизнь страны » Политика СССР в годы «оттепели». Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева

В 1953-1956 гг. советская внешняя политика была отме­чена постепенным установлением новых отношений с двумя со­циалистическими странами — Китаем и Югославией, опытом по­иска разрядки в отношениях с Западом и переоценкой представ­лений о нейтралитете третьего мира.

Примечательно, что через несколько дней после кончины Сталина газета «Правда» поместила фотографию Маленкова вместе с Мао Цзэдуном, которая, как выяснилось, была смон­тирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков и правящая верхушка почувствовали необ­ходимость использовать престиж Мао для утверждения своего авторитета и идеологической легитимности как в СССР, так и в международном коммунистическом движении. Китайский ли­дер не преминул воспользоваться этим для удовлетворения интересов Китая по широкому кругу вопросов, в первую очередь экономических. Уже 26 марта 1953 г., соглашение о торговле с СССР, переговоры о котором в течение не­скольких месяцев стояли на месте, было заключено на вы­годных для Китая условиях. СССР обязался предоставить ему значительную помощь для строительства 146 крупных промышленных объектов. В октябре 1954 г. Хрущев, Булганин и Микоян отправились в Пекин, где дополнили это соглашение предоставлением новых крупных кредитов.

СССР и Китай тесно и на равных правах сотрудничали в раз­решении двух тяжелых международных кризисов: войны в Ко­рее и войны в Индокитае. В конце марта 1953 г. Советский Со­юз и Китай приняли соглашение о плененных во время войны в Корее — пункт, в который в течение двух лет упирались перего­воры, — что открыло дорогу к подписанию 27 июля 1953 г. пе­ремирия в Пханмунджоме. Женевская конференция по Индоки­таю стала вторым шагом в уменьшении международной напря­женности. Желая добиться успеха переговоров, в критические моменты конференции СССР и Китай совместно сдерживали вьетнамскую делегацию. Это новое отношение к Китаю как к привилегированному союзнику, несомненно, содействовало оздоровлению советско-китайских отношений.

Это же желание оздоровить отношения СССР с социали­стическим лагерем лежало в основе советско-югославского примирения 1955 г. - события, произведшего несравнимо больший эффект, чем без шума проведенное урегулирование отношений между СССР и КНР.

«Хрущев начал, несмотря на сопротивление Молотова, подготавливать сближение с Югославией. 26 мая 1955г. Хрущев, Булганин и Микоян совершили визит в Белград, во время которого Хрущев выразил «искреннее сожаление по поводу возникших ранее разногласий, ответствен­ность за которые он переложил на «ныне разоблаченных врагов народа Берию, Абакумова и других, которые сфабри­ковали фальшивые материалы против югославских руководите­лей». Опубликованное 2 июня со­вместное заявление не только содержало признание, что развитие мирного сосуществования предполагает сотруд­ничество всех государств, независимо от идеологических и социальных различий, но и провозглашало, что вопросы внут­ренней организации общественного строя и различных форм социалистического развития относятся к исключительному ве­дению народов разных стран. Югославия получила также зна­чительную экономическую помощь. Со своей стороны она не сделала никаких значительных уступок, оставшись на позициях нейтралитета», [4, с. 346].

Для государств Восточной Ев­ропы, которым советская модель была навязана в качестве единственно возможного социалистического пути в чрезвычай­но трудных условиях, даже осторожное признание Советским Союзом законности югославского пути создавало опасность пересмотра ряда принципиальных положений.

Хотя внутриполитические изменения в социалистическом ла­гере оказались в среднесрочном плане самыми значительными, новые советские руководители считали более насущным пере­смотр отношений с капиталистическими странами, поскольку их состояние представляло куда более серьезную опасность для передышки, необходимой новому руководству для скорей­шего утверждения своего авторитета и власти в собственной стране. Главным вопросом отношений между Востоком и Западом оставалось перевооружение Германии. Западные проекты создания европейского оборонительного сообщества, предполагавшего объединенное командование европейских ар­мий и в которое была бы интегрирована Западная Германия, особенно беспокоили Москву, боявшуюся, что в этих новых европейских вооруженных силах Федеративная республика займет доминирующее положение и тем самым под угрозой окажется не только Восточная Германия, но и Польша, и Чехословакия - два государства, чьи запад­ные границы ФРГ отказывалась признать окончательными. Несмотря на то, что планы европейского оборонительного сообщества не были осуществлены, парижские соглашения октября 1954 г. закре­пили включение Западной Германии в военную организацию НАТО. Для обсуждения изменившейся ситуации в ноябре 1954 г. в Москве было созвано совещание представителей ев­ропейских социалистических стран. Произнесенная на совещании Молотовым речь была однознач­но направлена против продолжения разрядки и призывала к коллективному отпору в случае ратификации парижских согла­шений. Поскольку широкая кампания протеста, развернутая во время и после встречи, не смогла помешать этой ратификации, в мае 1955 г. в Варшаве было проведено новое совещание, рассмотревшее вопрос о создании Организации Варшавского Договора. Тем временем Маленков был снят со своих постов и значительно ослаблено влияние Молотова в правящей группе. Стараниями Хрущева создание Варшавского пакта сопровождалось пре­досторожностями, которые должны были ясно показать неже­лание СССР усиливать напряженность в отношениях между Востоком и Западом. Пакт представлял собой ответ, сочтенный необходимым, но довольно сдержанный по тону и содержанию. Хотя в военном плане создание пакта ощутимо не изменило соотношение сил в Европе, оно способствовало развитию отношений между СССР и восточноевропейскими странами, которые до этого опирались только на неоспоримый авторитет Сталина и двусторонние со­глашения, а также надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе.

Страницы: 1 2 3 4


Внешняя политика в XVIII веке
Южные границы России в конце 17 века продолжали тревожить набегами крымские татары. Правительство молодого царя Петра 1 нацелило главный удар на крепость Азов. В первом походе крепость так и не удалось взять, одной из главной причин этой неудачи состояла в невозможности блокировать Азов с моря из-за отсутствия у России флота. Выстроив ф ...

Движение за создание широкого народного фронта против фашизма и опасности новой войны
Рост антифашистского движения в стране вселял тревогу в кругах правящей клики, тщетно пытавшейся создать широкую социальную опору для монархо-фашистского режима. Правительство Кьосейванова наряду с реакционными мерами полицейско-охранительного порядка — запрещением стачек (август 1936 г.), принятием закона о контроле над общественными о ...

Рецензия
Монография «СССР и холодная война» составлена из десяти глав. почти каждая из них написана разными авторами или коллективами авторов, которые рассматривали разные стороны жизни советского государства после второй мировой войны: внешнюю политику, складывание соцлагеря, попытки конверсии, аграрную политику, развитие ВПК, ГУЛАГ, жизнь сель ...