Поливная керамика
Страница 1
Изобретение поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом – поливой или глазурью – покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже.
В IX – X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней.
В ХII –XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов.
Среди русских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой – не редкая находка в средневековых слоях русских городов. Многочисленные находки архитектурной поливной керамики могут быть предметом специального исследования. Находки эти неравноценны: они представляют собой массовую продукцию и не отличаются особым мастерством, ни изящесвом; другие поражают неожиданным совершенством исполнения и красотой. Это указывает на сложность и неравномерность развития поливного дела на Руси, на существование каких-то неравноценных производственных центров в разных местах и в разное время. Макарова Т.И. говорит, что некоторые учёные считают, что возможно древнерусская поливная керамика зародилась на Руси, однако конкретно учёных она не называет. Далее она говорит: «Зарождение производства на Руси связано со стороительством 1-х христианских храмов». Далее Макарова Т.И. говорит о том, что поливная керамика начала появляться начиная с 996г, т.е. по её словам со времени окончания строительства Десятинной церкви. Но, однако, она забывает о том, что точная дата построения Десятинной церкви нам неизвестна, к тому же явно видно, что она доверяет летописи (какой именно, неизвестно), т.к. кроме того, что идёт уверенность в окончательной дате построения Десятинной церкви, так ещё и исследовательница приводит цитату из летописи, в которой кн. Владимир «послав приведе мастеры от Грек». Однако мастера греки, организуя производство на новом месте, вынуждены были обратиться к местным силам, поэтому мастерская должна была стать по составу ремесленников смешанной, греко-русской. Правда в данном случае Макарова Т.И. доверяет не только летописи, но и археологическим данным.
Среди посуды, относящейся к X-XI вв. выделяется одна наибольшая компактная группа с устойчивым единством признаков. Это белоглиняная посуда с ярко-зелёной поливой. Она найдена в Киеве, Чернигове, Любиче, Вышгороде, Городске. Повсюду её отличают по плотности и непрозрачности ярко-зелёной поливы.
Найдённая в Руси белоглиняная посуда с зелёной поливой близка к византийской по рецептуре – это свинцовая полива. Её отличает только повышенное содержание олова, что делает её не прозрачной. Византийская полива всегда прозрачна. Но ещё более придают своеобразие признаки другого рода – стилистические. Часть найденной на Руси посуды по форме напоминает византийскую, часть – целиком напоминает формы простой круговой керамики.
Технологическая древнерусская поливная керамика этой группы близка к поливным плиткам. По-видимому, производство её возникло как побочное в мастерских по изготовлению поливных плиток для украшения первых храмов на Руси.
Ещё больше своеобразия проявила Русь в производстве поливной посуды с надглазурной росписью. Дошедшие до нас обломки принадлежат небольшим сосудам, покрытым яркой непрозрачной жёлтой или зелёной поливой с надглазурной коричневой или жёлтой росписью. Роспись выполнена густой горячей поливой из льячки. В зависимости от руки мастера толщина струи, ложившейся на изделие, была большей или объёмней.
Техника надглазурной росписи по непрозрачной поливе нашла широкое применение в архитектурной керамике. Можно предположить, что производство посуды с надглазурной росписью было налажено в немногих мастерских XI в. Мы не знаем, почему не получил дальнейшего развития этот способ украшения посуды, но сама тенденция использования технологических приёмов, применённая в архитектурной керамике для бытовых поделок – посуды и игрушек, действовавших в XI в. и следы её видим в широко известных на Руси яичках – писанках. Они выполнены в технике пастеллажа. Роспись горячими поливами производилась из льячки. Ещё не остывшие параллельные линии прочерчивались через одинаковые расстояния палочкой.
Земское самоуправление.
В середине XVI в. Правительство совсем решило покончить с кормлением. Таким образом,
Поручение местным мирам самостоятельного ведения дела, которое неудовлетворительно вели кормленщики, именно дела охраны общественной безопасности.
В XVI в. Провинции уже почти срослись с государством, а в самом гос-ве сознаётся потребность в чисто гос ...
Поздний период творчества (1888-1890)
Винсент Ван Гог поехал в Арль в начале 1888 года, подгоняемый рядом причин. Утомленный бурной энергией Парижа и долгими зимними месяцами, Ван Гог отправился искать теплого солнца в Провансе. Другая причина заключалась в том, что Винсент мечтал создать своего рода коммуну художников в Арле, где бы его товарищи из Парижа могли бы найти уб ...
Итало-германский интерес в Испанском вопросе
22 июля 1936 года генерал Франко обратился к правительствам Германии и Италии с просьбой об оказании военной помощи. Надо отметить, что и у Германии и у Италии были весьма серьезные интересы в испанском вопросе. В частности: союзница рейха намеревалась превратить Средиземное море в «итальянское озеро» и овладеть французскими колониями в ...