В индийской культуре XX в. возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в истории человечества.
Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих сферах искусства и литературы - поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии.15 августа 1947 г. страна обрела независимость.
Так, по словам Джавахарлала Неру, она "встретилась со своей судьбой". Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М.Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии[17].
Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития.
Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью - вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.
[1] Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983. С. 72
[2] Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 101
[3] История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1. С. 272
[4] Там же. С. 273
[5] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993. С. 71
[6] Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982. С. 93
[7] Там же. С. 95
[8] История Востока (Восток в древности).- М., 1999. Т. 1, С. 264
[9] Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. – М., 1994.С. 127
[10] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996. С. 51
[11] Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия, философия джайнизма. – М., 1994. С. 169
[12] Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия, философия джайнизма. С 112.
[13] Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии (Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. – М., 1978. С. 6
[14] Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977. С. 4
[15] Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994. С. 39
[16] Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.
[17] История Востока (Восток в древности). - М., 1999. Т. 1, С. 309
Ваххабитское учение
Основоположником ваххабитского учения был недждийский богослов Мухаммед ибн Абдальваххаб из оседлого племени бану тпамим. Он родился в 1703 г. в Уяйне (Неджд). Его отец и дед были улемами. Так же, как и они, готовясь к духовной карьере, он много путешествовал, бывал в Мекке, Медине, по некоторым сведениям, даже в Багдаде и Дамаске. Всюд ...
Портретное
творчество Ван Гога
Динамическая манера Ван Гога выясняется еще нагляднее в его изумительных рисунках, сделанных пером из тростника, которые он набрасывал с японской виртуозностью и щедро рассыпал в своих письмах, иллюстрируя мысли. Он хотел так же быстро рисовать, как писал, и действительно, в этих штрихах и точках автограф его гения. Я не знаю ни одного ...
Конфронтация двух систем и менталитет советского общества
«Бархатные революции» конца 80-х – начала 90-х годов, самороспуск Совета Экономической Взаимопомощи, распад СССР воочию обнаружили метастазы казарменного социализма, анахронизм имперской политики Кремля.
Уже в 1945 г. в СССР готовилась новая идеологическая война, где главным противником были намечены США и Англия, а затем почти исключи ...