Местные особенности социального устройства
Галицко-Волынского княжества
Страница 2
В противоположность галицким волынские бояре были более простого пошиба. Большая их часть пришла на Волынь в составе дружин тех князей, назначение или смещение которых, целиком зависело от воли Киева. Отсюда, с Волыни, Киев не казался таким далеким, каким представлялся жителям Галичины, и влияние его было гораздо более ощутимым. Волынские бояре как это и водилось по всей Руси, наделялись землями за верную службу князю. Зависимая от княжеской милости волынская знать была более лояльной, нежели галицкая. На Волынских бояр князья могли положиться. Вот потому, когда дело дошло до объединения двух княжеств, больше шансов на это оказалось не у Галицких князей, а именно у Волынских.
Относительно вопроса о возникновении класса феодалов, то в Галицко-Волынском княжестве, так именно как и в Новгороде, основная масса феодалов выросла из крупных землевладельцев, которые образовались в сельских общинах, которые распадались. В отличие от Новгорода, княжеские дружинники могли приобретать себе земли в Галицко-Волынском княжестве и, наверное, это и делали. Тем не менее, эти дружинники, можно сказать, терялись в массе численного и объединенного галицкого боярства. Такого объединения, такой консолидации боярства мы ни в одной земле не наблюдаем.
Можно предполагать, что правовое оформление класса галицких феодалов-бояр проходило не без влияния западноевропейского феодального права. Достаточно указать, что в галицкой земле начало образовываться, по западноевропейским образцам, рыцарство.
Особенности политического устройства определяются особенностями в процессе возникновения феодального землевладения и оформление класса феодалов. Поскольку Галицкие князья не имели широкой экономической и социальной базы, их власть была непрочной. Большую роль в политической жизни страны играло Галицкое боярство. Оно распоряжается княжеским столом, приглашает и отстраняет князей. История Галицко-Волынской земли полна примеров, когда князья, утратив поддержку боярства, были вынуждены бросать свое княжество. Характерны также и формы борьбы боярства с неподходящими ему князьями. В частности они приглашали венгров и поляков, наказывали насмерть неподходящих князей (так в 1211 г. были повешенные князья Игоревичи), корпоративно выходили из галицкой земли (в 1226 г.). Характерен также эпизод, когда боярин Володислав провозгласил себя князем (в 1213 г.).
Такая чрезвычайная объединенность галицкого боярства заставляет предполагать, что тут возникли какие-то органы, в которых реализовалась политическая власть бояр, но о которых молчат источники.
Как и в других землях, тут также созывали вече. Очень характерно, что князья искали в вече поддержки себе в борьбе с боярством. Так, именно с этой целью князь Даниил созвал вече в 1231 и в 1235 г. Но нетрудно установить, что вече, которое состояло из горожан Галича, не имело особого влияния. Летопись отмечает, что горожане Галича очень любили князя Даниила, но, как известно, положение его определялось не этой любовью, а отношением к нему бояр. Исключительное значение галицкого боярства отразилось и на организации местного управления. Бояре присвоили себе право раздавать волости и города[2].
Если при первобытно общинном строе вече являлось собранием всего поселения, рода или общины, и было постоянным органом власти, то в указанный период оно уже не являлось таковым. В период развитого феодализма (XII – XII в.в.) вече как собрание феодалов и горожан феодального города с участием населения пригородов, утратило свое значение. Вече созывалось правящей верхушкой феодалов, чаще всего князьями, в случаях крайней необходимости. Вече созывалось князьями тогда, когда им нужна была опора в широких слоях феодалов и горожан, против правящей группы крупного боярства. Летописец впервые напоминает о вече в Галицко-Волынской Руси в 1097 году. В это время князь Давид Владимирский вместе со своими боярами Туряком, Лазарем и Василием захватили власти князя Василька и Валодоря.
Из приведенного летописного отрывка мы видим, что вече было созвано самими горожанами. Возможно, что инициатива созыва веча исходила от крупнейших феодалов городо-бояр, которые весьма неодобрительно относились к внутренней политике Давида и созвали вече в момент опасности для Давида. Таким образом, через вече феодальная знать стремилась влиять на политику князя.
Расцвет и упадок Нового
царства. Реформа Эхнатона. Внешняя политика Египта периода Нового царства
Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта - города Фивы, где находился центр общеегипетского культа бога Амона. Здесь, на удаленном юге, власть гиксосских царей была настолько слабой, что фиванские правители сочли возможным провозгласить себя фараонами и основали XVII династию, которая правила одновременно с гиксосс ...
Отношение к семье
Семейная жизнь предпринимателей также была регламентирована неписаными правилами. Для того, чтобы пользоваться доверием в деловом мире, нэпман обязан был жениться. Создание крепкой семьи свидетельствовало в глазах коммерсантов о надежности человека, о серьезности его намерений. Кроме того, жена играла не последнюю роль в предприниматель ...
Участие внутренних войск в борьбе с бандитизмом и басмачеством в 20-30-е годы
Одной из основных задач внутренних войск в 20-е - начале 30-х годов ХХ века была борьба с бандитизмом и басмачеством. Бандитизм был особенно широко распространен на Украине, в Поволжье, Белоруссии, на Урале. На Северном Кавказе и в Закавказье действовали многочисленные банды, сколоченные и возглавляемые националистической верхушкой, быв ...