«Социальное государство» Германии в начале XXI
века: реформы и дискуссии. Кризис
«Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»
Страница 2
- реформа обязательного медицинского страхования: предусматривала сокращение каталога услуг, то есть видов услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования.
- правовое регулирование ремесла: предусматривало либерализацию открытия и приобретения ремесленных предприятий, а также сокращение некоторых бюрократических регламентирующих мероприятий.
- ступенчатая налоговая реформа: направлена на снижение в первую очередь подоходного налога, а также налога на корпорации (т.е. смягчение налогообложения предприятий). Одновременно началось сокращение субсидий и финансируемых из госбюджета льгот;
- кроме того, «Повестка дня 2010» включает в себя реформирование отдельных секторов экономики, профессионального обучения, налогообложения, образования и научных исследований, рынка труда, здравоохранения и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и помощи семьям.
Лишь краткое перечисление основных положений реформы, позволяет причислить ее к рангу «системных реформ»: в подтверждение этого напомним, что в предыдущем изложении мы останавливались на описании основных достижений модели «социального государства» в Германии. Даже поверхностное их сравнение позволяет утверждать, что реформированию оказались подвержены все основные достижения «социального государства» Германии.
С точки зрения экономических реалий, необходимо признать, что реформы Г.Шредера были более чем обоснованными, однако одновременно нельзя не признать, что они были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. План Шредера выбивал саму основу этой модели – социальное перераспределение.
Изначально было понятно, что анализируемая программа выглядит привлекательно только в том случае, если изначальная основная задача Г. Шредера (не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века) будет неуклонно выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно утверждал, что уверен в этом[25]. Однако соратники Шредера по партии, профсоюзы и огромное количество рядовых немцев не разделяли этой уверенности. Как следствие - падение рейтинга социал-демократов в Германии, разногласия в самой партии вынудившие Шредера подать в отставку с поста председателя, уступив его лидеру фракции в Бундестаге Францу Мюнтеферингу, и наконец, крупное поражение СДПГ на осенних выборах в бундестаг 2005 года[26].
12 ноября 2005 года ХДС/ХСС и СДПГ заключили коалиционный договор в результате, которого 22 ноября 2005 года 8-м федеральным канцлером Германии была избрана А. Меркель. Сам Герхард Шрёдер отказался участвовать в правительстве ФРГ и отказался от депутатского мандата в бундестаге.
Таким образом, на основании приведенных данных, сделаем ряд промежуточных выводов:
- социальные реформы Г. Шредера (а именно его «Повестка дня 2010») были направлены на снижение напряженности в экономике Германии, которая стала очевидна на рубеже XX-XXI веков; обосновывались они предположением о том, что сложившаяся демографическая ситуация не позволяет далее стране придерживаться курса на построение государства благосостояния, а также о том, что именно государство благосостояния, которое Германия строила на протяжении десятилетий, является основной причиной неудач политики в жизненно важных сферах.
- перед Г. Шредером в начале этих реформ, стояла основная задача - не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века;
- «повестка дня 2010» включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности;
- изначально было понятно, что анализируемая программа выглядит привлекательно только в том случае, если изначальная основная задача Г. Шредера (см. выше) будет неуклонно выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно утверждал, что уверен в этом. Однако соратники Шредера по партии, профсоюзы и огромное количество рядовых немцев не разделяли этой уверенности. Как следствие – поражение СДПГ на выборах и уход Г. Шредера с поста канцлера.
Революция и интеллигенция.
В основной своей массе русская интеллигенция была контрреволюционной, в смысле антибольшевистской, и высказывала негативное отношение к революции вообще, и к революционным вождям - в частности. Вожди виделись фанатиками идеи, безразличными к судьбе России. Интеллигенты прекрасно понимали, что их уделом будет или вымирание от голода, или ...
Возникновение государства
Процесс образования государств в древней Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и вырастали, как правило, из племенных органов управления. Сами государства долгое время были некрупными - охватывали территорию одного племени или союза племен. Название свое они получали по наименованию самого сильного из них. К середине ...
Развитие Украины в застойные годы
Смещение Хрущева из всех руководящих должностей в конце 1964 г. открыло широкие возможности для последующих попыток реформирования социализма. Уже в 1965 году были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, начались масштабные инвестиции в сельское хозяйство — в течение следующие 15 лет они будут составлять по 40 миллиа ...