Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Общественный и государственный строй казанского ханства
Страница 1

Материалы » Предистория и образование Татарской АССР » Общественный и государственный строй казанского ханства

Титулованная аристократия

Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Верховным собственником земли был хан.

Высшей титулованной аристократией Казанского ханства являлись представители ханской семьи. Жены ханов носили титул «бика» или «ханбика», сыновья – титул «султан», а дочери «ханике». В число высшей титулованной знати входили также эмиры, беки (князья) и мурзы[1].

Эмиры и беки являлись самыми крупными феодалами. Титул Эмира в Казанском ханстве носило не более 4 - 5 человек. Его присваивали главам самых знатных татарских родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак.

Утверждённый в этом звании становился внутри своего рода «князем князей». Они являлись владельцами наследственных земель.

Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали от отца ни титула, ни привилегий отца.

После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул «мурза» или «мирза» - слово, составленное из персидских «эмир» (князь) и «зада» (сын), т. е. сын князя. Мурзы являлись наиболее многочисленной, основной группой феодалов. Землёй они владели, как правило, на основе сойюргального права, которое состояло в пожаловании земли ханом тому, кто или иному человеку за несение военной или иной службы в пользу государства. Суйюргал – это земельное пожалование, держатель которого обязан был нести со своим войском службу в пользу хана[2].

Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли, прежде всего, местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе Улу Мухаммедом (хан Золотой Орды, впоследствии в 1437г. Изгнанный из неё своим братом Кичи-Мухаммедом, основатель Казанского ханства[3]), например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся – сюда вливались князья сибирские, ногайские, крымские и т. д.

Местные инородческие князья входили в состав признанной знати. Самые значительные из них были князья Арские, владевшие уделом в Вотской земле, по верховьям р. Казанки; этих князей русские летописи называют по именам Богодана и Эйюба. Число чувашских, черемисских и вотских князей было очень значительно. Предания сохранили имена некоторых черемисских князей (Акпарс, Адай, Полдыш, Ишкэ, Аксаран, Алтыбай и т. д.).

Эмиры, бики и мурзы составляли главный контингент крупных землевладельцев в стране, земельную аристократию, и в качестве таковой являлись одним из важных элементов государственного, общественного и экономического строя Казанского ханства.

Почётное место в государстве принадлежало мусульманскому духовенству. Мусульманство было господствующей религией в Казанском ханстве. На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, т. е. потомков пророка Мухаммеда. После хана глава мусульманского духовенства был вторым лицом в государстве. Как правило, он стоял во главе правительства. К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данищменды. Исламское духовенство пользовалось судебным правом на основе шариата, тщательно регламентирующего все стороны жизни верующих. Сила ислама и её официальных представителей в Казанском государстве была такова, что даже хан при встрече с сеидом должен был спешиться и целовать подол его одежды.

Страницы: 1 2


Создание и результаты народных ополчений
Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало против себя всё большее неудовольствие. Теперь и у служилых людей, и у «земских» людей вообще, и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался оди ...

Литература
Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них - веды - не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от ...

Основные этапы развития техники
Техника прошла исторически длительный путь развития - от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических устройств современной промышленности. Особенно важную роль в развитии общественного производства сыграли так называемые рабочие машины, выполняющие определённые технологические и транспортные функции. Изобретени ...