Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Медресе

Материалы » Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. » Медресе

В Кыргызстане не получило особого распространения. Это объясняется тем, что здесь влияние мусульманского духовенства не было столь сильным как, например, в соседнем Узбекистане. По данным 1892, было всего 7 медресе, но уже в 1904 г. их только в Ошском уезде насчитывается 88 с 1178 учащихся. Медресе готовили мелких духовных лиц - служителей мечетей и мулл для мектебов. Содержание медресе обеспечивалось вакуфом (вакф) - имуществом, доходы с которого на вечные времена посвящались какому-либо религиозному учреждению. Следует указать, что в северной части Кыргызстана вакуфов не было, так как согласно с т. 100-й «Степного положения» вакуфы не допускались. Видимо, экономические условия кочевой жизни кыргызов не позволяли установить вакуф в пользу медресе, и это явилось одной из причин отсутствия медресе у северных кыргызов.

Конкурса при поступлении не было, условием поступления служило получение кельи (худжры), а значит и доли вакуфного дохода. Учащиеся жили артелями, под руководством старшего ученика. Сами готовили себе пищу, пекли хлеб и пр. Медресе представляло собой четырехугольник, огороженный высокой кирпичной стеной, к внутренней части которой пристраивались худжры где жили учащиеся (муллы), а иногда и преподаватели (мударрисы), дарс-хана - классные комнаты для занятий, мечеть. По середине двора - маленькая комната для омовений (даарат-хана), а за стеной - баня для зимних омовений. Передний фасад наружной стены медресе украшался куполом, расположенным над главными входными воротами. Устава медресе не существовало. Учебная часть медресе была отделена от хозяйственной. Первую вели мударрисы, вторую – мутавали. Принятые в медресе учебные программы в общих чертах были выработаны около 10 веков назад. Учебный год начинался в октябре и заканчивался в апреле. Занимались в субботу, воскресенье, понедельник, вторник в остальные дни не учились. Кроме того занятия не проводились вовремя поста и в праздники Рамазан (у кыргызов называют Орозо-айт) и Курбан-айт, и в летние каникулы - с мая по октябрь. Ученики медресе по степени подготовки разделялись по трем разрядам: младший (адна), средний (аусат) и старший (ала). Ученики были в младшем разряде до тех пор, пока не изучали книги Акаид, в среднем разряде – до перехода к книге Мулла-джалял, начав ее они переходили в старший разряд. В определенное время ученик изучал одну книгу, и переходил к другой, никаких экзаменов при переходе из одного отделения в другое не было. Обучение в медресе, по традиции, состояло из трех главных разделов:

Грамматика арабского языка - курс изучался в течении 2.5-4 лет, кроме этого учащие знакомились с изложением мусульманского и гражданского права.

1. Курс масаля (фикх) - прохождение книг заключающих в себе полное мусульманское право.

2. Курс мушкилят (логика) состоял в прохождении на арабском языке отвлеченного богословия из древнегреческой мудрости, в отрывках, часто искаженных.

3 курс был настолько трудным и непонятным, что только то, кто рассчитывал в дальнейшем стать казием или муфтием, проходил его.

Из общеобразовательных предметов изучали: ильм–и-хисаб - науку исчислений, медицину на крайне примитивном уровне, географию по книге на фарси – Маглюмат-уль-фан. Учащие, закончившие медресе, выходили с ничтожным багажом знаний, сущность воспитания в медресе заключалось в систематическом и настойчивом приучении к внешней дисциплине и порядочности, к тому, чтобы во всех случаях сообразовываться, прежде всего с изученными и общепринятыми правилами так называемой благопристойной жизни, а не соображениями собственного разума. Поэтому слащавая вежливость, молчаливость и напускное смирение, стремление говорить только приятное для собеседника, употребление книжного языка и цитирование какого-нибудь автора заменяли собой естественную живость, наблюдательность и общительность учащихся в медресе. Все эти, вначале напускные качества с течением времени превращались в естественные свойства характера.


Культура Беларуси в XVII - XVIII вв
Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменно ...

Реформирование системы кормлений.
Можно выделить три основных момента в ходе начавшегося реформирования областного управления: Усиление законодательной регламентации. Подобная регламентация осуществлялась посредством принятия общеобязательных норм (Судебников) и внесением изменений в содержание местных Жалованных и Уставных грамот, которая представляла собой подробный ...

Виновники московского пожара.
Кто поджег Москву? Этот вопрос всегда волновал и современников и историков. Французы утверждали, что город был подожжен по приказу губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. Ростопчин, конечно, активно содействовал возникновению пожаров в Москве, хотя к концу жизни, проживая в Париже, издал брошюру, в которой отрицал это. В другие моменты с ...