15 век - время, когда государство наконец-то нашло себя, стало формироваться почти что заново как полноценный политический и социальный организм - именно в это время начинаются сразу несколько исторических феноменов, сумбурных и несвязанных, общим итогом которых было разделение государства и Церкви. Ибо приблизилось время, когда внутри христианской цивилизации государственные границы стали бы раздранием Церкви уже не на две-три части, а тысячи. Более того, тогда бы государство доросло до того, что горе было бы Церкви, если бы она продолжала союзничать с ним.
В 16 веке в Англии распространяются различные религиозные движения, направленные на обновление католической церкви. К ним относится протестантизм.
Главной причиной возникновения протестантизма, по мнению историков, было развитие буржуазных отношений в Европе. Господствовавший в Западной Европе католицизм в XVI веке стоял на защите феодального строя. Новый класс - буржуазия - нуждался в религиях, которые, как минимум, ему не мешали и, как максимум, его поддерживали. Поэтому буржуазия всячески поддерживала тех религиозных деятелей, которые выступали против католицизма. Другой важной причиной возникновения протестантизма были противоречия между феодалами духовными и частью феодалов светских. Католическая церковь как организация, её монастыри, многие высшие священнослужители к началу XVI века имели огромные земельные и иные богатства, которыми светские феодалы были не прочь поживиться. Поэтому в конфликте между буржуазией и католической церковью часть светских феодалов выступила на стороне буржуазии, преследуя при этом свои корыстные интересы.
Одним из дополнительных причинных факторов, приведших к возникновению протестантских конфессий, была деятельность отдельных исторических личностей. Особо выдающаяся роль в этом отношении принадлежит основателю лютеранства, бывшему католическому священнику Мартину Лютеру.
Родился он в 1483 году в городе Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: "как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня". Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви. Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:
1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов. 2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении. 3. Церковь есть невидимое сообщество святых. 4. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских. 5. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только два таинства - Крещение и Евхаристия. 6. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших. 7. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты, аскетические подвиги, монашество. (12)
Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509–1547) из династии Тюдоров. Поначалу горячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать противозаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-католической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежденным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. Генрих решил не только обойтись без папы в деле о браке, но и совсем уничтожить его власть в английской церкви. В 1533 г., по его распоряжению, английский парламент издал закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Верховенство папы в английских церковных делах перешло к королю, который в 1534 г. формально и торжественно объявил себя главой английской церкви («Акт о Превосходстве»). Брак с Екатериной был расторгнут парламентом, и король женился на Анне Болейн.
Ведизм, джайнизм,
индуизм - основы духовной культуры индийского ареала
Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этиче ...
Значение хрущевского десятилетия.
Итак, подведем итог этому важному историческому периоду под названием «хрущевская оттепель». После смерти Сталина Хрущеву удалось обойти своих главных соперников, захватить власть и создать управленческий аппарат. «Лишь в первое время аппарат поддерживал деятельность Хрущева по проведению реформ и десталинизации, положившую конец перио ...
Интербригады и советское участие в Гражданской войне в Испании
Как было отмечено ранее, единых вооруженных сил в республиканской Испании не было. Отряды народной милиции формировались из энтузиастов, их командиры были людьми храбрыми, но в военном отношении практически неподготовленными. Не хватало оружия, автомашин и средств связи. С таким вооружением и подготовкой нельзя было рассчитывать на успе ...