Эдгар и архиепископ Дунстан
Правление Эдгара Миротворца (959-975) ознаменовалось повсеместным возрождением монастырей. Застрельщиком этого великого дела наряду с королем стал архиепископ Кентерберийский Дунстан (909-988гг). В предыдущие годы ему пришлось пережить изгнание во Фландрию, но мудрый епископ сумел извлечь пользу из ссылки. На континенте он почерпнул новые идеи, которые начал с энтузиазмом проводить в жизнь после возвращения на родину. Заручившись полной поддержкой короля, он взялся за перестройку церковной системы – позже она получила название «Реформы 10 века». Главная идея заключалась в насаждении устава бенедиктинского ордена – свода законов, полностью регулирующего жизнь монастырей. В течение 10 лет Дунстану удалось ввести эти строгие правила в Гластонбери, Винчестере, Кентербери, Вустере и множестве более мелких монастырей.
Реформация предполагала возрождение церковного искусства и образования. Силами монахов на англосаксонский язык была переведена Библия, появились на свет прекрасно иллюстрированные манускрипты. Для украшения церквей из Европы приглашались замечательные строители и искусные стекольщики. В 973 году, на пике реформ, прошла коронация Эдгара в Батском аббатстве. Сам архиепископ Дунстан разработал чрезвычайно эффективный сценарий и придал событию новое, духовное звучание. Если раньше кульминацией церемонии являлось возложение короны на голову претендента, то теперь акцент сместился на процедуру миропомазания. Тем самым подчеркивалась богоизбранность монарха – он становился как бы наместником Бога на земле. Это очень важный момент: передающаяся по наследству королевская власть освящалась Божьим промыслом. В 10 в. формула «король Божьей милостью» впервые вошла в правовые сборники. (1)
Дунстан занялся восстановлением монастыря: был возведен новый храм св. Петра, обновлены кельи и другие постройки. За пятнадцать лет ему удалось создать хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в соответствии с уставом св. Бенедикта.
Начиная с середины IX столетия, английские монастыри, процветавшие в VII-VIII веках, переживали глубокий упадок. Многие обители были разорены викингами, в других просто не осталось монахов: в ситуации непрерывной войны и грабежей стать монахом было почти равносильно самоубийству. Судьба монастырей, которым удалось просуществовать до наступления мирных времен, часто оказывалась немногим лучше. Главной бедой было то, что семьи светских магнатов, даровавших некогда землю для строительства монастыря, фактически обращались с ним, как со своей собственностью. Хозяева назначали настоятелями своих родичей, а если подходящего кандидата не находилось – могли продать должность. Такого рода «аббаты» годами не появлялись в своей обители, монахи жили, как хотели, часто не соблюдая даже подобия устава. Община Гластонбери, возглавляемая Дунстаном, стала «первой ласточкой» грядущих перемен, вдохновителями которых были его единомышленники – монах Гластонбери, будущий аббат Абингдона и епископ Винчестерский (963-984) Этельвольд и монах Флери, будущий епископ Вутерский (961-992), основатель прославленного монастыря Ремзи Освальд.
Не прошло и года, как король лишил Дунстана всех его владений и титулов, отнял у него Гластонбери и изгнал из страны. Дунстан бежал на континент и провел около года в Генте, в монастыре св. Петра.
В 957 г. Дунстан вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эдви, Эдгара, избранного королем Мерсии и Нортумбрии - двух крупнейших провинций, отвергших власть Эдви. Эдгар передал Дунстану епископскую кафедру Вустера, а затем и Лондона. Дунстан и другие реформаторы выступали в роли главных советников и наставников юного властителя, ставшего после смерти брата в 959 г. королем всей Англии и прозванного впоследствии за свое усердное покровительство Церкви и монастырям «отцом монахов».
Главной целью проводимых ими и королем реформ было освобождение монастырей от власти светских магнатов, в чьих землях они располагались, и создание независимой церковной иерархии. Согласно новым законам, исключительное право контроля над монастырями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать аббатов и вмешиваться в дела монахов. Важными пунктами были замена «секулярных каноников» - клириков из белого духовенства, служивших в кафедральных соборах, часто женатых и живших в собственных домах – монахами; введение во вновь основанных и преобразованных монастырях бенедиктинского устава; унификация литургии. Новые нормы нашли отражение в документе, принятом в 966 г. на синоде в Винчестере и получившем название Regularis Concordia, в создании и обсуждении которого участвовал, наряду с другими, и Дунстан.
Культура древней Индии. Генезис
древнеиндийской цивилизации
Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.
Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин И ...
Внешняя политика СССР накануне войны. Советско-германские
отношения
К концу 30-х гг. с особой силой развернулась экспансия Германии в Европе. 12 марта 1938 г. немецкие войска вторглись в Австрию и осуществили ее присоединение к рейху ("Аншлюс"). Австрийский канцлер Курт фон Шушнинг был арестован и до своего освобождения в мае 1945 г. находился в концентрационных лагерях. Захватив Австрию, Гитл ...
От Февраля к Октябрю
С первых же шагов революции выявился глубокий раскол между силами, выступавшими против старой власти. После Февральской революции в стране сложилась своеобразная политическая ситуация - возникло двоевластие. Наряду с Временным правительством и его органами в большинстве городов, в армии и во многих уездах возникли Советы — демократическ ...