Деятельность Витте во главе Комитета министров
Страница 1
Ситуация начала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему не были приятны манеры министра финансов. Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в августе 1903 г. к отставке Витте с поста министре финансов. Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость иметь под рукой компетентного советника по сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими текущими делами.
Оказавшийся не у дел министр, еще недавно считавший себя едва ли не вершителем судеб России, крайне тяжело переживал опалу. Однако он не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, теперь ценились им выше материальных благ. После убийства эсерами 15 июля 1904 г. В.К. фон Плеве он, по свидетельству современников, предпринимал энергичные попытки возглавить МВД.
Осенью 1904 г. процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. В качестве одной из важнейших мер выхода из кризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в работе Государственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. В целом Витте вроде бы поддержал такое мнение, но по вопросу о приглашении выборных представителей общественности в Государственный совет он заявил, что, с одной стороны, такая мера, видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что она не может не поколебать существующий государственный строй. Его позиция, несомненно, укрепила царя во мнении об опасности и вредности предложений министра финансов, которым в это время стал П.Д. Святополк - Мирской. Трудно сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановить свою репутацию в глазах Николая, или таким образом проявились его монархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще одна возможность перевести назревающую революцию в русло реформ. 12 декабря 1904 г. был издан указ, обещавший некоторые преобразования. Он был опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о "незыблемости основных законов империи". Более того, наряду с указом был опубликован текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических реформах и представительных учреждениях объявлялась "чуждой российскому народу, верному исконным основам существующего государственного строя". Однако все-таки в результате повторного обсуждения этого вопроса 18 февраля 1905 г. Николай II рескриптом на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина поручил последнему составить проект привлечения выборных народных представителей к законосовещательной деятельности.
На этот раз Витте пришлось смириться с "царской волей". Вместе с тем у него рождается комплексный план борьбы с разраставшейся революцией. Первым и необходимым условием подавления "смуты" должно было стать прекращение русско-японской войны. Ибо она, по мнению Витте, "окончательно расстроит финансы и подорвет экономику страны, усугубит бедность населения и увеличит его озлобленность, вызовет враждебные настроения среди зарубежных держателей русских ценных бумаг и как итог - потерю кредита"[1] и т.д. Советы Витте получили весомое подтверждение, когда французские банкиры отказались парафировать достигнутое, казалось бы, накануне соглашение о займе. И все же царское предубеждение к нему оставалось стойким. Однако 29 июня император скрепя сердце вынужден был подписать указ о назначении Витте первым уполномоченным для ведения переговоров, за неимением других кандидатов.
Неизбежность распада.
Принято считать, что распад СССР был неизбежен, и такой точки зрения придерживаются не только те, кто считали его "тюрьмой народов", или "последним из вымирающих видов - реликтом" - "многонациональной империей", как выразился эксперт по проблемам межнациональных отношений в СССР М. Мандельбаум в предисловии ...
«Социальное государство» Германии в начале XXI
века: реформы и дискуссии. Кризис
«Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»
В предыдущих частях нашего изложения мы рассмотрели теоретические принципы и сущность «социального государства», а также на практике познакомились с процессами становления и развития такого государства в Германии в XIX –XX вв.
Одним из основных наших выводов, было положение о том, что «социальное государство», как развивающаяся система ...
Тульские оружейники: Афанасьев Николай Михайлович
Николай Михайлович Афанасьев - один из ведущих специалистов в области авиационного стрелково-пушечного вооружения.
Афанасьев родился 14 ноября 1916г. в Петрограде. Детские годы провел в деревне Горицы Калининской области. В 1934г. окончил семилетнюю школу, в 1938г. - техникум механизации сельского хозяйства в г. Торжке. В 1940г., во вр ...