Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Хозяйственный и общественный строй восточных славян
Страница 2

Материалы » Хозяйственный и общественный строй древних славян » Хозяйственный и общественный строй восточных славян

В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах − поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» − штраф за убийство, «продажу» − штраф за другие виды преступлений).[8]

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Руси элементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народными собраниями.

По мере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческого аппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей − тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при киевском князе Ярославе Мудром. В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113−1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.[9]

Частное землевладение в Древней Руси появилось только во второй половине XI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводились собственным хозяйством, с другой − местная племенная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такое частное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» − отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственником становилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина.

Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникам права сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.

Древнерусское общество было традиционным, основным социальным элементом которого выступала территориальная община. Каждый член этой общины занимал отведенную ему социальную «нишу» и являлся исполнителем определенной социальной функции. Поэтому традиционное общество в Древней Руси было строго упорядоченным и иерархичным. Основу этого общества составлял эволюционный тип развития, представлявший собой такое естественно-историческое развитие, в ход которого люди сознательно не вмешивались. Поэтому традиционное общество было «закрытым» и перемены в нем происходили крайне медленно.

Древнерусское общество было многоукладным. С одной стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огневое земледелие. С другой стороны, Древнюю Русь называли «Гардарики» − страной городов, в которых большое развитие получили ремесленное производство и торговля.[10]

Страницы: 1 2 3


Этапы гражданской войны
Мнения историков расходятся: одни относят начало войны к весне—лету 1917 г., считая июльские события в Петрограде и «корниловщину» ее первыми актами; другие склонны связывать ее с Октябрьской революцией приходом к власти большевиков. Большинство исследователей полагают, что до лета 1918 г. говорить о Гражданской войне в точном смысле сл ...

Степан Павлович Рябушинский (1874 – 1942)
Родился к купеческой старообрядческой семье династии Рябушинских. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял торговой частью семейной фирмы — Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями. Был одним из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского ...

Заключение.
Итак, 27 августа русская армия начала отступление по направлению к Москве. Надеявшийся на продолжение сражения, Наполеон шел за ней по пятам. 1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России. Совет не пришел к единому мнению, и Кутузов, приняв ответственность за решение на ...